4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

"Детский сад №84"  - "Яблонька"

 

4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - физическое развитие

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»

 

Цель: содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 Перечень программ, технологий и пособий

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

  • Программа «Старт», авторы Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина.

 

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Степаненкова Э.Я. «Методика физического воспитания», - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

  • Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  • Степаненкова Э.Я. «Методика проведения подвижных игр», М.: Мозаика- Синтез, 2009.

  • Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду». Вторая младшая группа.- М.- Мозаика-Синтез, 2009.

  • Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду». Средняя группа. – М.- Мозаика – Синтез, 2009.

  • Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду». Старшая группа. – М.- Мозаика-Синтез, 2009

  • Спортивное оборудование и инвентарь

  • Бубен

  • Свисток

  • Секундомер

  • Магнитофон

  • Комплект аудиозаписей для проведения ОРУ

  • Комплекс общеразвивающих упражнений

  • Картотека подвижных игр

  • Картотека эстафет

  • Картотека дыхательной гимнастики

  • Картотека пальчиковой гимнастики

  • Картотека гимнастики пробуждения

  • Картотека физкультминуток

  • Комплект масок животных

  • Комплект отличительных знаков команд

  • Плакаты «Виды спорта»

  • Набор тематических картинок «Спортивный инвентарь» 

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Физическая культура»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

§  Физкультурные занятия

2 – 7 лет

3 раза в неделю

§  Физкультурные досуги

2 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Физкультурные праздники «Зимние Олимпийские игры», «Летние Олимпийские игры»

5 – 7 лет

2 раза в год

§  День туризма

5 – 7 лет

1 раз в год

§  День здоровья

2 – 7 лет

4 раза в год

§  Неделя здоровья

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Неделя зимних игр и развлечений

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Лыжные соревнования (чемпионат по биатлону)

5 – 7 лет

1 раз в год

§  Городские спортивные соревнования «Малышок»

5 – 7 лет

1 раз в год

§  Спортивно-патриотическая игра «Зарница»

5 – 7 лет

1 раз в год

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

§  Утренняя гимнастика

2 – 7 лет

ежедневно

§  Подвижные и хороводные игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Спортивные игры и упражнения

4 – 7 лет

ежедневно

§  Физкультминутки

2 – 7 лет

ежедневно

§  Динамические паузы

2 – 7 лет

ежедневно

§  Оздоровительная пешая прогулка

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Оздоровительный бег

5 – 7 лет

ежедневно

§  Прогулка

2 – 7 лет

ежедневно

§  Гимнастика после сна

2 – 7 лет

ежедневно

§  Пальчиковая гимнастика

2 – 7 лет

ежедневно

§  Дыхательная гимнастика

2 – 7 лет

ежедневно

§  Корригирующая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам

2 – 7 лет

ежедневно

§  Подражательные (имитационные) движения

2 – 7 лет

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

§  Самостоятельная двигательная активность

2 – 7 лет

ежедневно

§  Подвижные игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Спортивные игры и упражнения

3 – 7 лет

ежедневно

§  Пальчиковые игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Ходьба по массажным дорожкам

2 – 7 лет

ежедневно

§  Движения под музыку (танцевальные импровизации)

2 – 7 лет

2 раза в неделю

§  Хороводные игры

3 – 7 лет

ежедневно

Совместная деятельность с семьей

§  Физкультурные досуги

4 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Физкультурные праздники «Зимние Олимпийские игры», «Летние Олимпийские игры»

5 – 7 лет

2 раза в год

§  День туризма

5 – 7 лет

1 раз в год

§  День здоровья

4 – 7 лет

4 раза в год

§  Неделя здоровья

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Неделя зимних игр и развлечений

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам физического развития детей

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ «Физкульт-ура!»

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Фото-презентация «Малыши-крепыши любят спорт от души!»

2 – 7 лет

4 раза в год

§  Анкетирование «Физкультура в вашей семье»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Личный пример, ситуативное обучение

2 – 7 лет

постоянно

 

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями 

 

Образовательная область

Задачи

«Здоровье»

В части решения общей задачи по охране жизни и укрепления  физического и психического здоровья.

«Музыка»

Развитие музыкально-ритмической  деятельности на основе физических качеств и основных движений  детей.

«Познание»

В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения  операциональным составом различных видов детской деятельности.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования;  игровое общение; развитие произносительной стороны речи.

«Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности.

«Труд»

Накопление двигательной активности.

 

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»

 

Цель: содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Перечень программ, технологий и пособий

 

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

  • Программа «Безопасность», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М: Мозаика-Синтез, 2009-2010г.

  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010г.

  • Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Практическое пособие М. АРКТИ, 2002г

  • Иванова Л.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ  Сфера, 2004г.

  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим (оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада).-  М.:  ТЦ Сфера, 2004г.

  • Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • Кочетова Е. А. Дидактические карточки» Азбука здоровья»

  • Козлова С.А., Князева О.А. Дидактические карточки «Мой организм»

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Рабочая тетрадь для детей старшего возраста Безопасность Блок «Здоровье»

  • Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Книга для чтения. Правила поведения для воспитанных детей.

  • Детская литература о здоровье

  • Дидактический материал для занятий «Если малыш поранился»

  • Л.Е. Гребнева, Н.А. Геворкян, Т.С. Серегина и др. Учебно-игровое пособие для детей и взрослых по пропаганде основ здорового образа жизни (рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет). – Владимир, 2013

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Здоровье»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

§  Интегрированные и физкультурно-познавательные занятия

4 – 7 лет

1 раза в месяц

§  Оздоровительные и познавательные игры-занятия «Секреты здоровья»

4 – 7 лет

2 раза в месяц

§  День здоровья

2 – 7 лет

4 раза в год

§  Неделя здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Тематические досуги «Я здоровье берегу»

4 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Викторины о здоровье

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Проектная деятельность на темы «Чтобы зубы не болели», «Откуда берутся болезни», «Как ухаживать за собой», «Уши, носик и глаза помогают нам всегда», «В гостях у Мойдодыра» и др.  

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Праздник «В гости к Айболиту»

4 – 7 лет

1 раз в год

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

§  Физкультминутки

2 – 7 лет

ежедневно

§  Динамические паузы

2 – 7 лет

ежедневно

§  Оздоровительная пешая прогулка

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Оздоровительный бег

5 – 7 лет

ежедневно

§  Гимнастика после сна, закаливание 

2 – 7 лет

ежедневно

§  Пальчиковая гимнастика

2 – 7 лет

ежедневно

§  Дыхательная и артикуляционная гимнастика

2 – 7 лет

ежедневно

§  Корригирующая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам

2 – 7 лет

ежедневно

§  Игровой самомассаж

2 – 7 лет

ежедневно

§  Беседы и ситуативные разговоры о здоровье

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Опробование продуктов питания

3 – 7 лет

ежедневно

§  Чтение и обсуждение литературы о здоровье, загадывание загадок, разучивание стихов, обсуждение пословиц и поговорок 

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о здоровье

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Создание ситуаций морального выбора во время гигиенических процедур

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Игры-экспериментирования

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Дидактические и настольные игры о здоровье

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Наблюдение и экскурсии с мотивацией на здоровый образ жизни

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов о здоровье

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Игры-инсценировки по теме

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Продуктивная деятельность «Секреты здоровья»

3 – 7 лет

1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

§  Рассматривание книг, тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о здоровье

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Настольные игры о здоровье

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры по теме

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Ходьба по массажным дорожкам

2 – 7 лет

ежедневно

§  Выполнение гигиенических процедур

2 – 7 лет

ежедневно

§  Изобразительная деятельность по теме

3 – 7 лет

1 раз в месяц

Совместная деятельность с семьей

§  День здоровья

2 – 7 лет

4 раза в год

§  Неделя здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Тематические досуги «Я здоровье берегу»

4 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Викторины о здоровье

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Совместная проектная деятельность

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Праздник «В гости к Айболиту»

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Сотворчество детей и родителей «Азбука здоровья»

3 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам оздоровления детей

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ «Уроки Неболейки»

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Фото-презентация «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Анкетирование «О здоровье всерьез!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Личный пример, ситуативное обучение

2 – 7 лет

постоянно

 

 

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями 

 

Образовательная область

Задачи

«Физическая культура»

В части решения общей задачи по охране жизни и укрепления  физического и психического здоровья.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека.

«Социализация»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ.

«Труд»

Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда.

«Художественное творчество»

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье».

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области  «Здоровье».

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»