4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - физическое развитие
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»
Цель: содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
-
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
-
Программа «Старт», авторы Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина.
|
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Степаненкова Э.Я. «Методика физического воспитания», - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
-
Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
-
Степаненкова Э.Я. «Методика проведения подвижных игр», М.: Мозаика- Синтез, 2009.
-
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду». Вторая младшая группа.- М.- Мозаика-Синтез, 2009.
-
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду». Средняя группа. – М.- Мозаика – Синтез, 2009.
-
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду». Старшая группа. – М.- Мозаика-Синтез, 2009 |
-
Спортивное оборудование и инвентарь
-
Бубен
-
Свисток
-
Секундомер
-
Магнитофон
-
Комплект аудиозаписей для проведения ОРУ
-
Комплекс общеразвивающих упражнений
-
Картотека подвижных игр
-
Картотека эстафет
-
Картотека дыхательной гимнастики
-
Картотека пальчиковой гимнастики
-
Картотека гимнастики пробуждения
-
Картотека физкультминуток
-
Комплект масок животных
-
Комплект отличительных знаков команд
-
Плакаты «Виды спорта»
-
Набор тематических картинок «Спортивный инвентарь» |
Формы работы по реализации образовательной области «Физическая культура»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
§ Физкультурные занятия |
2 – 7 лет |
3 раза в неделю |
§ Физкультурные досуги |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Физкультурные праздники «Зимние Олимпийские игры», «Летние Олимпийские игры» |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ День туризма |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ День здоровья |
2 – 7 лет |
4 раза в год |
§ Неделя здоровья |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Неделя зимних игр и развлечений |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Лыжные соревнования (чемпионат по биатлону) |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Городские спортивные соревнования «Малышок» |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Спортивно-патриотическая игра «Зарница» |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
§ Утренняя гимнастика |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Подвижные и хороводные игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Спортивные игры и упражнения |
4 – 7 лет |
ежедневно |
§ Физкультминутки |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Динамические паузы |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Оздоровительная пешая прогулка |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Оздоровительный бег |
5 – 7 лет |
ежедневно |
§ Прогулка |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Гимнастика после сна |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Пальчиковая гимнастика |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Дыхательная гимнастика |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Корригирующая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Подражательные (имитационные) движения |
2 – 7 лет |
ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
§ Самостоятельная двигательная активность |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Подвижные игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Спортивные игры и упражнения |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Пальчиковые игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Ходьба по массажным дорожкам |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Движения под музыку (танцевальные импровизации) |
2 – 7 лет |
2 раза в неделю |
§ Хороводные игры |
3 – 7 лет |
ежедневно |
Совместная деятельность с семьей |
§ Физкультурные досуги |
4 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Физкультурные праздники «Зимние Олимпийские игры», «Летние Олимпийские игры» |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ День туризма |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ День здоровья |
4 – 7 лет |
4 раза в год |
§ Неделя здоровья |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Неделя зимних игр и развлечений |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам физического развития детей |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ «Физкульт-ура!» |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Фото-презентация «Малыши-крепыши любят спорт от души!» |
2 – 7 лет |
4 раза в год |
§ Анкетирование «Физкультура в вашей семье» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Личный пример, ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Здоровье» |
В части решения общей задачи по охране жизни и укрепления физического и психического здоровья. |
«Музыка» |
Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. |
«Познание» |
В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности. |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение; развитие произносительной стороны речи. |
«Социализация» |
Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности. |
«Труд» |
Накопление двигательной активности. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»
Цель: содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
-
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
воспитание культурно-гигиенических навыков;
-
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
-
Программа «Безопасность», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. |
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М: Мозаика-Синтез, 2009-2010г.
-
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010г.
-
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Практическое пособие М. АРКТИ, 2002г
-
Иванова Л.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004г.
-
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим (оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада).- М.: ТЦ Сфера, 2004г.
-
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011. |
-
Кочетова Е. А. Дидактические карточки» Азбука здоровья»
-
Козлова С.А., Князева О.А. Дидактические карточки «Мой организм»
-
Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Рабочая тетрадь для детей старшего возраста Безопасность Блок «Здоровье»
-
Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Книга для чтения. Правила поведения для воспитанных детей.
-
Детская литература о здоровье
-
Дидактический материал для занятий «Если малыш поранился»
-
Л.Е. Гребнева, Н.А. Геворкян, Т.С. Серегина и др. Учебно-игровое пособие для детей и взрослых по пропаганде основ здорового образа жизни (рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет). – Владимир, 2013 |
Формы работы по реализации образовательной области «Здоровье»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
воспитание культурно-гигиенических навыков;
-
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
§ Интегрированные и физкультурно-познавательные занятия |
4 – 7 лет |
1 раза в месяц |
§ Оздоровительные и познавательные игры-занятия «Секреты здоровья» |
4 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ День здоровья |
2 – 7 лет |
4 раза в год |
§ Неделя здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Тематические досуги «Я здоровье берегу» |
4 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Викторины о здоровье |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Проектная деятельность на темы «Чтобы зубы не болели», «Откуда берутся болезни», «Как ухаживать за собой», «Уши, носик и глаза помогают нам всегда», «В гостях у Мойдодыра» и др. |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Праздник «В гости к Айболиту» |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
воспитание культурно-гигиенических навыков;
-
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
§ Физкультминутки |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Динамические паузы |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Оздоровительная пешая прогулка |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Оздоровительный бег |
5 – 7 лет |
ежедневно |
§ Гимнастика после сна, закаливание |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Пальчиковая гимнастика |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Дыхательная и артикуляционная гимнастика |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Корригирующая гимнастика, ходьба по массажным дорожкам |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игровой самомассаж |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Беседы и ситуативные разговоры о здоровье |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Опробование продуктов питания |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Чтение и обсуждение литературы о здоровье, загадывание загадок, разучивание стихов, обсуждение пословиц и поговорок |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о здоровье |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Создание ситуаций морального выбора во время гигиенических процедур |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Игры-экспериментирования |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Дидактические и настольные игры о здоровье |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Наблюдение и экскурсии с мотивацией на здоровый образ жизни |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов о здоровье |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Игры-инсценировки по теме |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Продуктивная деятельность «Секреты здоровья» |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
воспитание культурно-гигиенических навыков;
-
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
§ Рассматривание книг, тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о здоровье |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Настольные игры о здоровье |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры по теме |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Ходьба по массажным дорожкам |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Выполнение гигиенических процедур |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Изобразительная деятельность по теме |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
Совместная деятельность с семьей |
§ День здоровья |
2 – 7 лет |
4 раза в год |
§ Неделя здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Тематические досуги «Я здоровье берегу» |
4 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Викторины о здоровье |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Совместная проектная деятельность |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Праздник «В гости к Айболиту» |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Сотворчество детей и родителей «Азбука здоровья» |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам оздоровления детей |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ «Уроки Неболейки» |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Фото-презентация «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Анкетирование «О здоровье всерьез!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Личный пример, ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Физическая культура» |
В части решения общей задачи по охране жизни и укрепления физического и психического здоровья. |
«Безопасность» |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. |
«Познание» |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека. |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека. |
«Социализация» |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ. |
«Труд» |
Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда. |
«Художественное творчество» |
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье». |
«Чтение художественной литературы» |
Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье». |
|