4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - познавательно-речевое развитие
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»
Цель: содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
-
сенсорное развитие;
-
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-
формирование элементарных математических представлений;
-
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008.
-
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
-
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.Н.Прохоровой.
-
Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.
-
О.А. Зыкова Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
-
Н. Рыжова Лаборатория в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
-
В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград: Учитель,2011.
-
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
-
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
-
Л.С. Метлина Занятия по математике в детском саду.- М.: Просвещение, 1982
-
А.В. Белошистая Обучение математике в ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2005
-
Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
-
З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
-
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
-
Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2004
-
Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007
-
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
-
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в 1 мл. группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
-
Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005
-
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов ДОУ. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
-
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В.Алёшина. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.
-
А.И. Сорокина Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
-
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. |
Плакаты:
Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
-
- Авиация. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Бытовая техника. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Водный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Инструменты домашнего мастера. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Посуда. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- Школьные принадлежности. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
-
- День победы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
Серия «Мир в картинках» (мир природы).
-
- Артика и Антарктида. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Высоко в горах. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Деревья и листья. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Домашние птицы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Животные – домашние питомцы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Животные средней полосы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Насекомые. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Рептилии и амфибии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Собаки – друзья и помощники. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Ягоды лесные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Ягоды садовые. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
Серия «Рассказы по картинкам»
-
- Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Летние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Защитники Отечества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Кем быть. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010- Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Мой дом. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- Родная природа. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
-
- В деревне. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010
Фотографии:
-
Фотографии построек/ Для занятий по конструированию.
-
Фотографии для занятий по патриотическому воспитанию.
-
Фотографии достопримечательностей г. Москвы
-
Фотографии достопримечательностей г. С.-Петербурга
-
Фотографии памятников великим людям, событиям, монументальным произведениям искусства.
-
Фотографии Архитектурные шедевры Москвы и Петербурга. |
Формы работы по реализации образовательной области «Познание»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
сенсорное развитие;
-
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-
формирование элементарных математических представлений;
-
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
§ Интегрированные и познавательные занятия: по ознакомлению с окружающим, по формированию целостной картины мира, по математике, по сенсорике |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в неделю |
§ Тематические праздники |
2 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Экскурсии, посещение музеев, выставок, предприятий, организаций |
4 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Тематические дни и недели |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Познавательные досуги и развлечения |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Викторины, КВН, турниры знатоков |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность |
4 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Встречи с интересными людьми, беседы, ситуации активизирующего общения |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Кружок «Эврика» |
4 – 5 лет |
2 раза в месяц |
§ Продуктивная (конструктивная) деятельность |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
сенсорное развитие;
-
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-
формирование элементарных математических представлений;
-
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
§ Наблюдения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Целевые (тематические) прогулки |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Решение проблемных ситуаций |
5 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Предметная деятельность |
2 – 3 года |
ежедневно |
§ Моделирование, создание и изучение макетов, моделей |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Создание коллекций, мини-музеев, оформление и рассматривание выставок |
4 – 7 лет |
не реже 1 раза в квартал |
§ Совместная творческая деятельность: книгоиздание, создание тематических альбомов, изобразительная деятельность и пр. |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Экспериментирование, опыты, исследовательская деятельность |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Эвристические и тематические беседы, коллективные и ситуативные разговоры, ситуации активизирующего общения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Чтение и обсуждение литературных произведений, фольклора |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов |
5 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, их подбор и классификация |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Просмотр и обсуждение учебных диафильмов, видеофильмов |
5 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Изучение и составление схем, пиктограмм, символических и графических изображений, планов, маршрутов, работа с мнемокарточками, картами и глобусом |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Составление разных видов рассказов |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Дидактические игры и упражнения, игры на сенсорику, развивающие и логические игры, математические игры и задания, головоломки, ребусы, кроссворды, ТРИЗ и пр. |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Строительные игры и конструирование из разных видов конструкторов, из различных материалов |
2 – 7 лет |
2 раза в неделю |
§ Игры-путешествия: по карте, в прошлое предметов, воображаемые путешествия по городу |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
сенсорное развитие;
-
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-
формирование элементарных математических представлений;
-
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
§ Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Строительные игры и конструктивная деятельность |
2 – 7 лет |
2 раза в неделю |
§ Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов |
5 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Самостоятельная деятельность с макетами, моделями |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Самостоятельное изучение и составление схем, планов, карт, графических изображений и пр. |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Настольные игры, игры-головоломки, развивающие игры и пр. |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Самостоятельная творческая (изобразительная, продуктивная) деятельность |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
Совместная деятельность с семьей |
§ Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, конкурсах, экскурсиях и пр. |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Совместная проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Семинары-практикумы, круглые столы, консультации по вопросам познавательного развития детей |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам познавательного развития детей |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Фото-презентация «Хочу все знать!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Анкетирование по вопросам познавательного развития детей |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
Примерные виды интеграции образовательной области «Познание» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Труд» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. |
«Коммуникация» |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. |
«Безопасность» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. |
«Здоровье» |
Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. |
«Художественное творчество» |
Расширение кругозора в части изобразительного искусства; использование средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание». |
«Чтение художественной литературы» |
Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира. |
«Музыка» |
Расширение кругозора в части музыкального искусства; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Познание». |
«Социализация» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»
Цель: содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.
-
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
-
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
-
Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская Обучение дошкольников грамоте. – М.: «Школьная пресса», 2004.
-
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. |
Наглядно-дидактические пособия
-
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
-
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
-
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
-
Г.А. Тумакова Учебно-наглядное пособие «Звучащее слово». – М.: Просвещение, 1980
Серия «Грамматика в картинках»
-
Антонимы. Глаголы. Прилагательные. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Говори правильно. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Множественное число. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Многозначные слова. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Один — много. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
-
Словообразование. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-10. |
Формы работы по реализации образовательной области «Коммуникация»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-
практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
§ Игры-занятия |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в неделю |
§ Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с логопедом |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в неделю |
§ Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ознакомлению с художественной литературой |
2 – 7 лет |
3 раза в неделю |
§ Занятия по подготовке к обучению грамоте |
5 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Беседы, ситуации активизирующего общения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Экскурсии |
4 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Тематические дни и недели |
3 – 7 лет |
регулярно |
§ Досуги, развлечения |
2 – 7 лет |
регулярно |
§ Викторины, турниры |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Конкурс чтецов |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Праздник правильной речи |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Кружок «Английский для детей» |
5 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Совместная проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Постановка и показ спектаклей (фестиваль детских театров) |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-
практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
§ Беседы, ситуации активизирующего общения, ситуативные и коллективные разговоры |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Чтение и обсуждение художественных произведений, фольклора, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, совместное речевое творчество |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Составление всех видов рассказов, сочинение сказок и историй, книгоиздание |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Пересказ литературных произведений, заучивание стихов |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов, спектаклей |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Дидактические игры и упражнения, речевые ребусы, головоломки, кроссворды |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Коммуникативные, речевые, словесные игры |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Игры парами с речевым диалогом |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Логоритмические игры и упражнения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Пальчиковые и хороводные игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Подвижные и народные игры со словами |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игры-инсценировки, игры-драматизации |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые, режиссерские и строительные игры, игры с макетами |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Рассматривание и обсуждение картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, выставок |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Наблюдения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Целевые (тематические) прогулки |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Работа со схемами, алгоритмами, планами, пиктограммами, мнемокарточками для составления рассказов |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Экспериментирование и опыты |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Предметная деятельность |
2 – 3 года |
ежедневно |
§ Продуктивная деятельность |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Обсуждение проблемных ситуаций |
4 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Личный пример, образец литературной речи |
2 – 7 лет |
ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-
практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
§ Рассматривание и обсуждение картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, выставок |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Предметная деятельность |
2 – 3 года |
ежедневно |
§ Самостоятельная работа со схемами, алгоритмами, планами, пиктограммами, мнемокарточками для составления рассказов |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Настольные игры, речевые головоломки |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Пальчиковые и хороводные игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Подвижные и народные игры со словами |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игры-инсценировки, игры-драматизации |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые, режиссерские и строительные игры, игры с макетами |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Коммуникативные, речевые, словесные игры |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Игры парами с речевым диалогом |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Экспериментирование |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Самостоятельное речевое творчество |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Продуктивная деятельность |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
Совместная деятельность с семьей |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Совместное речевое творчество детей и родителей, сочинение сказок, историй, рассказов, книгоиздание |
4 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Конкурс чтецов |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, экскурсиях, викторинах и пр. |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Семинары-практикумы, консультации, круглые столы по вопросам речевого развития детей |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Открытый показ детской деятельности, спектаклей |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам речевого развития детей |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Анкетирование по вопросам речевого развития детей |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Личный пример, образец литературной речи |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.
Образовательная область |
Задачи |
«Труд» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых; поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе совместной трудовой деятельности; расширение представлений о труде взрослых, обогащение словаря детей; развитие интереса к различным профессиям. |
«Физическая культура» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, речевой активности детей в процессе двигательной деятельности. |
«Познание» |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; проявление инициативы с целью получения новых знаний; совершенствование речи как средства выражения познавательной активности и общения; расширение и обогащение бытового, природоведческого, научного и общественного словаря детей. |
«Безопасность» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
«Здоровье» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. |
«Художественное творчество» |
Развитие речевой активности, свободного общения со взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности; расширение кругозора и словаря в сфере изобразительного искусства, творчества. |
«Чтение художественной литературы» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи; использование художественных произведений для обогащения содержания общения; пополнение литературного багажа по различным темам. |
«Музыка» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки; развитие слухового восприятия и внимания; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, знакомство с элементарными музыкальными понятиями. |
«Социализация» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения: совершенствование речи как средства общения; поощрение речевой активности в процессе игровой деятельности. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»
Цель: содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
-
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-
развитие литературной речи;
-
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.
-
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
-
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
-
М.Д. Маханева Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001. |
-
Художественная литература по программе.
-
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др.-М., 2005.
-
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др.-М., 2005.
-
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др.-М., 2005.
-
Картины художников Васнецова, Чарушина, Билибина, Сутеева, Коношевича
-
Подборка художественных иллюстраций.
-
Аудиозаписи.
-
Видеозаписи.
-
Диафильмы.
-
Разные виды театров, театральные шапочки и костюмы
-
Картотека фольклорных произведений
-
Картотека стихов: времена года, общественные праздники
-
Пиктограммы по сказкам |
Формы работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-
развитие литературной речи;
-
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
|
§ Игры-занятия на основе литературных сюжетов |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Занятия ознакомлению с художественной литературой |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Посещение познавательных занятий в детской библиотеке |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Экскурсии, посещение выставок, музеев |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Беседы, ситуации активизирующего общения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Экскурсии |
4 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Тематические дни и недели: неделя детской книги, неделя театра, Пушкинский день |
3 – 7 лет |
3 раза в год |
§ Праздники, досуги и развлечения на основе литературных сюжетов, вечера загадок |
2 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Литературные викторины |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Конкурс чтецов |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Продуктивная деятельность по мотивам литературных произведений, сюжетное конструирование по сказкам |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Постановка и показ спектаклей (фестиваль детских театров) |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-
развитие литературной речи;
-
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
|
§ Беседы, ситуации активизирующего общения, ситуативные и коллективные разговоры |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Чтение и обсуждение художественных произведений, фольклора, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, обыгрывание потешек |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Сочинение сказок и историй, загадок, словотворчество, книгоиздание, работа с графическими изображениями сказок |
4 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Пересказ литературных произведений, заучивание стихов |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов, спектаклей |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Слушание литературных произведений в аудиозаписи |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Дидактические игры и упражнения, ТРИЗ, кроссворды по литературным произведениям |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетное конструирование по сказкам, изобразительная деятельность |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Использование художественного слова в разных видах детской деятельности |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Логоритмические игры и упражнения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Пальчиковые и хороводные игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Оформление тематических книжных выставок, работа в книжном уголке, ремонт книг – «книжкина больница» |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Игры-инсценировки, игры-драматизации, театрализованная деятельность |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры «Типография», «Книжный магазин», «Библиотека» и др. |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Сюжетно-ролевые и режиссерские игры на основе литературных сюжетов |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Игры-путешествия в прошлое книги, принадлежностей для письма и т.п. |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Рассматривание и обсуждение книг, иллюстраций, тематических альбомов и т.п. |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Образец литературной речи взрослого |
2 – 7 лет |
ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-
развитие литературной речи;
-
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
§ Рассматривание и обсуждение книг, иллюстраций, тематических альбомов и т.п. |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры «Типография», «Книжный магазин», «Библиотека» и др. |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Сюжетно-ролевые и режиссерские игры на основе литературных сюжетов |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Настольные игры по литературным произведениям, сказкам, фольклору |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Пальчиковые и хороводные игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Сюжетное конструирование по сказкам, изобразительная деятельность |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в месяц |
§ Игры-инсценировки, игры-драматизации |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
Совместная деятельность с семьей |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Совместное речевое творчество детей и родителей, сочинение сказок, историй, рассказов, книгоиздание |
4 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Конкурс чтецов |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, экскурсиях, викторинах и пр. |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Семинары-практикумы, консультации, круглые столы по вопросам приобщения детей к чтению |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Открытый показ спектаклей |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам приобщения детей к чтению |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Анкетирование по вопросам приобщения детей к чтению |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Образец литературной речи взрослого |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Познание» |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
«Художественное творчество» |
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений. |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. |
«Музыка» |
Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений. |
«Социализация» |
Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений. |
|