4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - познавательно-речевое развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

"Детский сад №84"  - "Яблонька"

 

4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - познавательно-речевое развитие

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»

 

Цель: содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Перечень программ, технологий и пособий

 

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

 

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008.

  • Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение,  АО «Учебная литература», 1996.

  • Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.Н.Прохоровой.

  • Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.

  • О.А. Зыкова Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.

  • Н. Рыжова Лаборатория в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

  • В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград: Учитель,2011.

  • Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

  • Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

  • Л.С. Метлина Занятия по математике в детском саду.- М.: Просвещение, 1982

  • А.В. Белошистая Обучение математике в ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2005

  • Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

  • З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.  

  • Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

  • Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2004

  • Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. Учебное пособие.  – М.: Педагогическое общество России, 2007

  • Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

  • Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в 1 мл. группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

  • Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005

  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов ДОУ. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

  • Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В.Алёшина. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • А.И. Сорокина Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

Плакаты:

  • Цвет. Форма. Цифры.

  •  Овощи. Фрукты. Транспорт. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

  • - Авиация. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Бытовая техника. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Водный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Инструменты домашнего мастера. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Посуда. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - Школьные принадлежности. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

  • - День победы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы).

  • - Артика и Антарктида. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Высоко в горах. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Деревья и листья. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Домашние птицы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Животные – домашние питомцы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Животные средней полосы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Насекомые. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Рептилии  и амфибии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Собаки – друзья и помощники. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Ягоды лесные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Ягоды садовые. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

Серия «Рассказы по картинкам»

  • - Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Летние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Защитники Отечества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Кем быть. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010- Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Мой дом. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - Родная природа. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

  • - В деревне. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 2010

Фотографии:

  • Фотографии построек/ Для занятий по конструированию.

  • Фотографии для занятий по патриотическому воспитанию.

  • Фотографии достопримечательностей г. Москвы

  • Фотографии достопримечательностей г. С.-Петербурга

  • Фотографии памятников великим людям, событиям, монументальным произведениям искусства.

  • Фотографии Архитектурные шедевры Москвы и Петербурга.

 

                Формы работы по реализации образовательной области «Познание»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

§  Интегрированные и познавательные занятия: по ознакомлению с окружающим, по формированию целостной картины мира, по математике, по сенсорике 

2 – 7 лет

не реже 1 раза в неделю

§  Тематические праздники

2 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Экскурсии, посещение музеев, выставок, предприятий, организаций 

4 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Тематические дни и недели

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Познавательные досуги и развлечения

2 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Викторины, КВН, турниры знатоков 

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность  

4 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Встречи с интересными  людьми, беседы, ситуации активизирующего общения

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Кружок «Эврика»

4 – 5 лет

2 раза в месяц

§  Продуктивная (конструктивная) деятельность  

2 – 7 лет

1 раз в неделю

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

§  Наблюдения 

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Целевые (тематические) прогулки 

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Решение проблемных ситуаций

5 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Предметная деятельность

2 – 3 года

ежедневно

§  Моделирование, создание и изучение макетов, моделей  

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Создание коллекций, мини-музеев, оформление и рассматривание выставок

4 – 7 лет

не реже 1 раза в квартал

§  Совместная творческая деятельность: книгоиздание, создание тематических альбомов, изобразительная деятельность и пр. 

2 – 7 лет

1 раз в неделю  

§  Экспериментирование, опыты, исследовательская деятельность  

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Эвристические и тематические беседы, коллективные и ситуативные разговоры, ситуации активизирующего общения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Чтение и обсуждение литературных произведений, фольклора

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов     

5 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, их подбор и классификация   

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Просмотр и обсуждение учебных диафильмов, видеофильмов

5 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Изучение и составление схем, пиктограмм, символических и графических изображений, планов, маршрутов, работа с мнемокарточками, картами и глобусом  

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Составление разных видов рассказов  

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Дидактические игры и упражнения, игры на сенсорику, развивающие и логические игры, математические игры и задания, головоломки, ребусы, кроссворды, ТРИЗ и пр.

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Строительные игры и конструирование из разных видов конструкторов, из различных материалов

2 – 7 лет

2 раза в неделю

§  Игры-путешествия: по карте, в прошлое предметов, воображаемые путешествия по городу

5 – 7 лет

1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

§  Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Строительные игры и конструктивная деятельность

2 – 7 лет

2 раза в неделю

§  Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг   

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов     

5 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Самостоятельная деятельность с макетами, моделями

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Самостоятельное изучение и составление схем, планов, карт, графических изображений и пр.

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Настольные игры, игры-головоломки, развивающие игры и пр.

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Самостоятельная творческая (изобразительная, продуктивная) деятельность

2 – 7 лет

1 раз в неделю

Совместная деятельность с семьей

§  Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, конкурсах, экскурсиях  и пр.

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Совместная проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование  

3 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Семинары-практикумы, круглые столы, консультации по вопросам  познавательного развития детей  

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам  познавательного развития детей   

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Фото-презентация «Хочу все знать!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Анкетирование по вопросам  познавательного развития детей   

2 – 7 лет

1 раз в год

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Познание» с другими образовательными областями 

 

Образовательная область

Задачи

«Труд»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

«Коммуникация»

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

«Безопасность»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

«Здоровье»

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

«Художественное творчество»

Расширение кругозора в части изобразительного  искусства; использование средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание».

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира.

«Музыка»

Расширение кругозора в части музыкального искусства; использование музыкальных произведений  для обогащения содержания области «Познание».

«Социализация»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

 

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»

 

Цель: содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

Перечень программ, технологий и пособий

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

 

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского са­да. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  • Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  • Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская Обучение дошкольников грамоте. – М.: «Школьная пресса», 2004.

  • О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Наглядно-дидактические пособия

  • Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наг­лядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

  • Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наг­лядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

  • Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

  • Г.А. Тумакова Учебно-наглядное пособие «Звучащее слово». – М.: Просвещение, 1980

Серия «Грамматика в картинках»

  • Антонимы. Глаголы. Прилагательные. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Говори правильно. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Множественное число. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Многозначные слова. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Один — много. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  • Словообразование. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-10.

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Коммуникация»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

§  Игры-занятия

2 – 7 лет

не реже 1 раза в неделю

§  Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с логопедом

5 – 7 лет

не реже 1 раза в неделю

§  Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ознакомлению с художественной литературой

2 – 7 лет

3 раза в неделю

§  Занятия по подготовке к обучению грамоте

5 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Беседы, ситуации активизирующего общения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Экскурсии

4 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Тематические дни и недели

3 – 7 лет

регулярно

§  Досуги, развлечения

2 – 7 лет

регулярно

§  Викторины, турниры

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Конкурс чтецов

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Праздник правильной речи

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Кружок «Английский для детей»

5 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Совместная проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование 

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Постановка и показ спектаклей (фестиваль детских театров)

3 – 7 лет

1 раз в год

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

§  Беседы, ситуации активизирующего общения, ситуативные и коллективные разговоры

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Чтение и обсуждение художественных произведений, фольклора, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, совместное речевое творчество     

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Составление всех видов рассказов, сочинение сказок и историй, книгоиздание

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Пересказ литературных произведений, заучивание стихов

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов, спектаклей

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Дидактические игры и упражнения, речевые ребусы, головоломки, кроссворды  

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Коммуникативные, речевые, словесные игры

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Игры парами с речевым диалогом

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Логоритмические игры и упражнения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Пальчиковые и хороводные игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Подвижные и народные игры со словами

2 – 7 лет

ежедневно

§  Игры-инсценировки, игры-драматизации

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые, режиссерские и строительные игры, игры с макетами  

2 – 7 лет

ежедневно

§  Рассматривание и обсуждение картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, выставок   

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Наблюдения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Целевые (тематические) прогулки

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Работа со схемами, алгоритмами, планами, пиктограммами, мнемокарточками для составления рассказов

5 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Экспериментирование и опыты

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Предметная деятельность

2 – 3 года

ежедневно

§  Продуктивная деятельность

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Обсуждение проблемных ситуаций

4 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Личный пример, образец литературной речи

2 – 7 лет

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

§  Рассматривание и обсуждение картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, выставок    

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Предметная деятельность

2 – 3 года

ежедневно

§  Самостоятельная работа со схемами, алгоритмами, планами, пиктограммами, мнемокарточками для составления рассказов

5 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Настольные игры, речевые головоломки 

2 – 7 лет

ежедневно

§  Пальчиковые и хороводные игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Подвижные и народные игры со словами

2 – 7 лет 

ежедневно

§  Игры-инсценировки, игры-драматизации

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые, режиссерские и строительные игры, игры с макетами 

2 – 7 лет

ежедневно

§  Коммуникативные, речевые, словесные игры

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Игры парами с речевым диалогом

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Экспериментирование

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Самостоятельное речевое творчество

2 – 7 лет

ежедневно

§  Продуктивная деятельность

2 – 7 лет

1 раз в неделю

Совместная деятельность с семьей

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Совместное речевое творчество детей и родителей, сочинение сказок, историй, рассказов, книгоиздание   

4 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Конкурс чтецов 

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, экскурсиях, викторинах и пр. 

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Семинары-практикумы, консультации, круглые столы по вопросам речевого развития детей 

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Открытый показ детской деятельности, спектаклей    

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам  речевого развития детей     

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Анкетирование по вопросам  речевого развития детей      

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Личный пример, образец литературной речи

2 – 7 лет

постоянно

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач  области  «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Образовательная область

Задачи

«Труд»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых; поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детьми  в процессе совместной трудовой деятельности; расширение представлений о труде взрослых, обогащение словаря детей; развитие интереса к различным профессиям.

«Физическая культура»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, речевой активности детей в процессе двигательной деятельности.

«Познание»

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; проявление инициативы с целью получения новых знаний; совершенствование речи как средства выражения познавательной активности и общения; расширение и обогащение бытового, природоведческого, научного и общественного словаря детей.

«Безопасность»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

«Здоровье»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

«Художественное творчество»

Развитие речевой активности, свободного общения со взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности; расширение кругозора и словаря в сфере изобразительного искусства, творчества.

«Чтение художественной литературы»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи; использование художественных произведений для обогащения содержания общения; пополнение литературного багажа по различным темам.

«Музыка»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки; развитие слухового восприятия и внимания; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, знакомство с элементарными музыкальными понятиями.

«Социализация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения: совершенствование речи как средства общения; поощрение речевой активности в процессе игровой деятельности.

 

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цель: содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перечень программ, технологий и пособий

 

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

 

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  • М.Д. Маханева Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

  • Художественная литература по программе.

  • Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года /  Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др.-М., 2005.

  • Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет /  Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др.-М., 2005.

  • Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет /  Сост.В.В. Гербова, Н.П.Ильчук и др.-М., 2005.

  • Картины художников Васнецова, Чарушина, Билибина, Сутеева, Коношевича

  • Подборка художественных иллюстраций.

  • Аудиозаписи.

  • Видеозаписи.

  • Диафильмы.

  • Разные виды театров, театральные шапочки и костюмы

  • Картотека фольклорных произведений

  • Картотека стихов: времена года, общественные праздники

  • Пиктограммы по сказкам

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

§  Игры-занятия на основе литературных сюжетов

2 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Занятия ознакомлению с художественной литературой

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Посещение познавательных занятий в детской библиотеке

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Экскурсии, посещение выставок, музеев

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Беседы, ситуации активизирующего общения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Экскурсии

4 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Тематические дни и недели: неделя детской книги, неделя театра, Пушкинский день

3 – 7 лет

3 раза в год

§  Праздники, досуги и развлечения на основе литературных сюжетов, вечера загадок 

2 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Литературные викторины

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Конкурс чтецов

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Продуктивная деятельность по мотивам литературных произведений, сюжетное конструирование по сказкам   

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Совместная проектная деятельность 

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Постановка и показ спектаклей (фестиваль детских театров)

3 – 7 лет

1 раз в год

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

§  Беседы, ситуации активизирующего общения, ситуативные и коллективные разговоры

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Чтение и обсуждение художественных произведений, фольклора, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, обыгрывание потешек      

2 – 7 лет

ежедневно

§  Сочинение сказок и историй, загадок, словотворчество, книгоиздание, работа с графическими изображениями сказок  

4 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Пересказ литературных произведений, заучивание стихов

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов, спектаклей

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Слушание литературных произведений в аудиозаписи

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Дидактические игры и упражнения, ТРИЗ,  кроссворды по литературным произведениям   

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетное конструирование по сказкам, изобразительная деятельность 

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Использование художественного слова в разных видах детской деятельности

2 – 7 лет

ежедневно

§  Логоритмические игры и упражнения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Пальчиковые и хороводные игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Оформление тематических книжных выставок, работа в книжном уголке, ремонт книг – «книжкина больница»

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Игры-инсценировки, игры-драматизации, театрализованная деятельность  

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры «Типография», «Книжный магазин», «Библиотека» и др.    

5 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Сюжетно-ролевые и режиссерские игры на основе литературных сюжетов

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Игры-путешествия в прошлое книги, принадлежностей для письма и т.п.

5 – 7 лет

1 раз в год

§  Рассматривание и обсуждение книг,  иллюстраций, тематических альбомов и т.п.

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Образец литературной речи взрослого  

2 – 7 лет

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

§  Рассматривание и обсуждение книг,  иллюстраций, тематических альбомов и т.п.

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры «Типография», «Книжный магазин», «Библиотека» и др.    

5 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Сюжетно-ролевые и режиссерские игры на основе литературных сюжетов

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Настольные игры по литературным произведениям, сказкам, фольклору   

2 – 7 лет

ежедневно

§  Пальчиковые и хороводные игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Сюжетное конструирование по сказкам, изобразительная деятельность 

3 – 7 лет

не реже 1 раза в месяц

§  Игры-инсценировки, игры-драматизации

2 – 7 лет

1 раз в неделю

Совместная деятельность с семьей

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Совместное речевое творчество детей и родителей, сочинение сказок, историй, рассказов, книгоиздание   

4 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Конкурс чтецов 

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, экскурсиях, викторинах и пр. 

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Семинары-практикумы, консультации, круглые столы по вопросам приобщения детей к чтению   

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Открытый показ спектаклей    

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам приобщения детей к чтению   

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Анкетирование по вопросам  приобщения детей к чтению    

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Образец литературной речи взрослого   

2 – 7 лет

постоянно

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

 

Образовательная область

Задачи

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Художественное творчество»

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение  детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»