ФГОС в схемах и таблицах
Атарова А.Н. и др.
ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах.
Структура проекта ФГОС дошкольного образования


2. Требования к условиям реализации ООП ДО
Психолого-педагогические условия:
-
уважение к достоинству воспитанников;
-
соответствие всех воздействий возрастным особенностям детей;
-
поддержка взаимодействия и самостоятельности детей в разных видах деятельности;
-
возможности выбора;
-
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
-
взаимодействия с семьями воспитанников.
Предметно-пространственная среда:
-
содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
-
гибкость игрового пространства;
-
полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов- заместителей);
-
вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;
-
доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Кадровые условия (компетентности педагога):
-
способность обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-
способность организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности;
-
способность создать условия для возможности свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
-
способность создать открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
Поэтому организация, реализующая программу дошкольного образования должна создать условия для:
-
повышения квалификации педагогических и руководящих работников и их профессионального развития;
-
консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;
-
организационно-методическое сопровождение процесса реализации программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом;
-
исключить перегрузки педагогов, снижающие необходимое индивидуальное внимание к детям.
Материально-технические условия:
-
требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
-
к зданиям (помещениям);
-
участкам;
-
к водоснабжению;
-
канализации;
-
отоплению;
-
вентиляции;
-
к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;
-
к искусственному и естественному освещению;
-
к санитарному состоянию и содержанию помещений;
-
к качественному питанию воспитанников;
-
требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
-
оснащенность помещений для работы медицинского персонала в организации.
Финансовые условия:
-
должны обеспечивать выполнение требований Стандарта; реализацию обязательной части программы и формируемой участниками образовательного процесса, отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации программы и механизм их формирования;
-
должны быть достаточными и необходимыми для осуществления расходов: на оплату труда работников; на средства обучения; на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности и др., связанных с реализацией программы.
3. Требования к результатам реализации ООП ДО
-
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования;
-
не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;
-
не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию кадров, оценку качества образования и уровня развития детей...
Характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
-
инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;
-
способность выбирать род занятий, партнеров;
-
способность к порождению и воплощению разнообразных замыслов;
-
уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;
-
взаимодействие со сверстниками и взрослым;
-
участие в совместных играх, ребенок может договариваться, учитывать интересы и чувства других;
-
способность разрешать конфликты;
-
развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;
-
способность к фантазии, воображению, творчеству (творческие способности появляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.);
-
владение разными формами и видами игры;
-
любовь к фантазированию вслух, к игре со звуками и словами;
-
хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания;
-
положительное отношение к себе и к другим;
-
любознательность, интерес к окружающему;
-
начальные знания о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире;
-
знакомство с книжной культурой, с детской литературой;
-
предпосылки грамотности;
-
способность к принятию собственных решений, опора на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Данные характеристики являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям стандарта целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности и готовности к школе.

«Стандарт не накладывает ограничений на формы планирования образовательной деятельности в ДОУ. Следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует Примерная ООП ДО, на основании которой ДОУ создает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
Исключая учебный принцип построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, рекомендуется использовать в планировании либо предметно-средовой, либо комплексно-тематический принцип, либо их интеграцию.
Предметно-средовой |
Комплексно-тематический |
Пример - система М. Монтессори (начало XX века). Основная проблема - организовать среду, соответствующую потребностям деятельного ребенка. Главное - дидактический материал, действие с которым развивает ребенка. Взрослый только создает данный материал. Следовательно, самое главное - создание предметно-развивающей среды. Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы должны быть доступны детям. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. |
Суть данного принципа, в основе которого лежал тематический принцип и «работа по организующим моментам»:
сделать жизнь детей интересной, связав ее с окружающей действительностью; определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекли, захватили бы всех детей на длительный срок (подготовка к празднику).
Событийный принцип, как разновидность комплексно-тематического планирования.
1. Программа «Золотой ключик»: «Совместная игра детей и взрослого строится на основе сюжетно-событийного принципа, когда все ее участники включаются в большую игру - проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определенной тематики...»
2. Программа «Сообщество»: Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект - это тема, которой объединены все виды деятельности детей.
|
Принципы, учитывающиеся при планировании образовательного процесса в ДОУ

Основные задачи содержательного раздела образовательной программы

Основные задачи содержательного раздела
образовательной программы

Задачи и содержание образовательной работы (по проекту ФГОС ДО)
№ |
Задачи |
Содержание |
1 |
Становление первичной ценностной ориентации и социализации |
Уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
элементарные общепринятые нормы и правила поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы |
2 |
Развитие специфических видов деятельности |
Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
п ознавательно- иссл едоватвл ьско й (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятия художественной литературы и фольклора,
элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
музыкальной (пения, музыкально- ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах) |
3 |
Развитие первичных представлений |
о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира |
4 |
Коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов |
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации |
Структура организационного раздела программы

Вариант модели образовательного процесса (по проекту ФГОС ДО)
Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с педагогом в разных видах деятельности и культурных практик) |
Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно-пространственной среды) |
Взаимодействие с семьей |
Виды детской деятельности |
Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую и др. активности детей |
Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов |
Виды детской деятельности
Деятельность |
Виды деятельности |
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличии от его реальной жизненной) позиции.
|
Творческие игры:
-
режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
-
сюжетно-ролевые;
-
игры-драматизации; театрализованные;
-
игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом);
-
игра-фантазирование;
-
импровизационные игры - этюды.
Игры с правилами:
-
дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры- путешествия, игры предположения, игры- загадки);
-
подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т.д.);
-
развивающие;
-
музыкальные;
-
компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие). |
Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
познавательно-исследовательская деятельность |
-
Экспериментирование;
-
исследование;
-
моделирование: замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей; по характеру моделей: предметное моделирование, знаковое моделирование, мысленное моделирование |
Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
коммуникативная деятельность |
Формы общения со взрослым:
Формы общения со сверстником:
Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения. |
Двигательная деятельность -
форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
двигательная деятельность |
Гимнастика:
-
основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);
-
строевые упражнения;
-
танцевальные упражнения.
-
с элементами спортивных игр:
-
летние виды спорта;
-
зимние виды спорта.
Игры:
-
подвижные;
-
с элементами спорта.
Простейший туризм.
Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. |
Трудовая деятельность - это
форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно
увидеть/потрогать/почувствовать
элементарная трудовая деятельность |
Виды трудовой деятельности:
|
Продуктивная деятельность -
форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
конструирование из различных материалов;
изобразительная деятельность |
Рисование, лепка, аппликация:
-
предметные;
-
сюжетные;
-
декоративные.
Художественный труд:
Конструирование:
|
Музыкально-художественная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.
музыкальная деятельность |
-
Восприятие музыки (вокальное, инструментальное).
-
Исполнительство (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах
-
Творчество (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах |
Восприятие художественной литературы - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
восприятие художественной литературы и фольклора |
|
|