ФГОС в схемах и таблицах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

"Детский сад №84"  - "Яблонька"

 

ФГОС в схемах и таблицах

 

Атарова А.Н. и др.

 

ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах.

 

Структура проекта ФГОС дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования к условиям реализации ООП ДО

 

Психолого-педагогические условия:

  • уважение к достоинству воспитанников;

  • соответствие всех воздействий возрастным особенностям детей;

  • поддержка взаимодействия и самостоятельности детей в разных видах деятельности;

  • возможности выбора;

  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  • взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Предметно-пространственная среда:

  • содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

  • гибкость игрового пространства;

  • полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов- заместителей);

  • вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;

  • доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

 

Кадровые условия (компетентности педагога):

  • способность обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • способность организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности;

  • способность создать условия для возможности свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

  • способность создать открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

Поэтому организация, реализующая программу дошкольного образования должна создать условия для:

  • повышения квалификации педагогических и руководящих
    работников и их профессионального развития;

  • консультативной поддержки педагогов и родителей по
    вопросам инклюзивного образования в случае его
    организации;

  • организационно-методическое сопровождение процесса
    реализации программы, в том числе в плане взаимодействия с
    социумом;

  • исключить перегрузки педагогов, снижающие необходимое
    индивидуальное внимание к детям.

 

Материально-технические условия:

  • требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

  • к зданиям (помещениям);

  • участкам;

  • к водоснабжению;

  • канализации;

  • отоплению;

  • вентиляции;

  • к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;

  • к искусственному и естественному освещению;

  • к санитарному состоянию и содержанию помещений;

  • к качественному питанию воспитанников;

  • требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

  • оснащенность помещений для работы медицинского персонала в организации.

 

Финансовые условия:

  • должны обеспечивать выполнение требований Стандарта; реализацию обязательной части программы и формируемой участниками образовательного процесса, отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации программы и механизм их формирования;

  • должны быть достаточными и необходимыми для осуществления расходов: на оплату труда работников; на средства обучения; на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности и др., связанных с реализацией программы.

 

 

3. Требования к результатам реализации ООП ДО

 

  • представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования;

  • не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;

  • не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию кадров, оценку качества образования и уровня развития детей...

 Характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

  • инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;

  • способность выбирать род занятий, партнеров;

  • способность к порождению и воплощению разнообразных замыслов;

  • уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;

  • взаимодействие со сверстниками и взрослым;

  • участие в совместных играх, ребенок может договариваться, учитывать интересы и чувства других;

  • способность разрешать конфликты;

  • развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;

  • способность к фантазии, воображению, творчеству (творческие способности появляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.);

  • владение разными формами и видами игры;

  • любовь к фантазированию вслух, к игре со звуками и словами;

  • хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания;

  • положительное отношение к себе и к другим;

  • любознательность, интерес к окружающему;

  • начальные знания о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире;

  • знакомство с книжной культурой, с детской литературой;

  • предпосылки грамотности;

  • способность к принятию собственных решений, опора на свои знания и умения в различных сферах действительности.

 

Данные характеристики являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям стандарта целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности и готовности к школе.

 

 

 

 

  «Стандарт не накладывает ограничений на формы планирования образовательной деятельности в ДОУ. Следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует Примерная ООП ДО, на основании которой ДОУ создает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Исключая учебный принцип построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, рекомендуется использовать в планировании либо предметно-средовой, либо комплексно-тематический принцип, либо их интеграцию.

 

Предметно-средовой

Комплексно-тематический

Пример - система М. Монтессори (начало XX века). Основная проблема - организовать среду, соответствующую потребностям деятельного ребенка. Главное - дидактический материал, действие с которым развивает ребенка. Взрослый только создает данный материал. Следовательно, самое главное - создание предметно-развивающей среды. Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы должны быть доступны детям. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Суть данного принципа, в основе которого лежал тематический принцип и «работа по организующим моментам»:

сделать жизнь детей интересной, связав ее с окружающей действительностью; определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекли, захватили бы всех детей на длительный срок (подготовка к празднику).

Событийный принцип, как разновидность комплексно-тематического планирования.

1.          Программа «Золотой ключик»: «Совместная игра детей и взрослого строится на основе сюжетно-событийного принципа, когда все ее участники включаются в большую игру - проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определенной тематики...»

2.          Программа «Сообщество»: Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект - это тема, которой объединены все виды деятельности детей.

 

 

 

Принципы, учитывающиеся при планировании образовательного процесса в ДОУ

 

 

 

 

 

Основные задачи содержательного раздела образовательной программы

 

 

 

 

 

Основные задачи содержательного раздела

образовательной программы

 

 

 

 

  Задачи и содержание образовательной работы (по проекту ФГОС ДО)

 

 

Задачи

Содержание

1

Становление первичной ценностной ориентации и социализации

Уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

элементарные общепринятые нормы и правила поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

2

Развитие специфических видов деятельности

Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

п ознавательно- иссл едоватвл ьско й (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

восприятия художественной литературы и фольклора,

элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

музыкальной (пения, музыкально- ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах)

3

Развитие первичных представлений

о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира

4

Коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

освоение детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации

 

 

 

Структура организационного раздела программы

 

 

 

 

 

 

Вариант модели образовательного процесса
(по проекту ФГОС ДО)

 

 

Совместная деятельность взрослого и ребенка  (взаимодействие детей с педагогом в разных видах деятельности и культурных практик)

Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно-пространственной среды)

Взаимодействие с семьей

Виды детской деятельности

Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную,

познавательную и исследовательскую и др. активности детей

Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов

 

 

 

Виды детской деятельности

 

 

Деятельность

Виды деятельности

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличии от его реальной жизненной) позиции.

 

Творческие игры:

  • режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

  • сюжетно-ролевые;

  • игры-драматизации; театрализованные;

  • игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом);

  • игра-фантазирование;

  • импровизационные игры - этюды.

Игры с правилами:

  • дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры- путешествия, игры предположения, игры- загадки);

  • подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т.д.);

  • развивающие;

  • музыкальные;

  • компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).

Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

познавательно-исследовательская деятельность

  • Экспериментирование;

  • исследование;

  • моделирование: замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей; по характеру моделей: предметное моделирование, знаковое моделирование, мысленное моделирование

Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

коммуникативная деятельность

Формы общения со взрослым:

  • ситуативно-деловое;

  • внеситуативно-познавательное;

  • внеситуативно-личностное.

Формы общения со сверстником:

  • Эмоционально-практическое;

  • Внеситуативно-деловое;

  • Ситуативно-деловое.

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения.

Двигательная деятельность -

форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

двигательная деятельность

Гимнастика:

  • основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

  • строевые упражнения;

  • танцевальные упражнения.

  • с элементами спортивных игр:

  • летние виды спорта;

  • зимние виды спорта.

Игры:

  • подвижные;

  • с элементами спорта.

Простейший туризм.

 

Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.

Трудовая деятельность - это

форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно

увидеть/потрогать/почувствовать

элементарная трудовая деятельность

Виды трудовой деятельности:

  • самообслуживание;

  • хозяйственно-бытовой труд;

  • труд в природе;

  • ручной труд

Продуктивная деятельность -

форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

конструирование из различных материалов;

изобразительная деятельность

Рисование, лепка, аппликация:

  • предметные;

  • сюжетные;

  • декоративные.

Художественный труд:

  • аппликация;

  • конструирование из бумаги.

Конструирование:

  • из строительных материалов;

  • из коробок, катушек и другого бросового материала;

  • из природного материала

Музыкально-художественная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

музыкальная деятельность

  • Восприятие музыки (вокальное, инструментальное).

  • Исполнительство (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах

  • Творчество (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах

Восприятие художественной литературы - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

восприятие художественной литературы и фольклора

  • Чтение (слушание);

  • Обсуждение (рассуждение);

  • Рассказывание (пересказывание),

  • декламация;

  • Разучивание;

  • Ситуативный разговор.

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»