Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2013 – 2014 учебный год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:
1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.
3. Руководит работой клуба педагог-психолог.
4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.
5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.
6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.
Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:
u на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
u на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
u на возможности дифференцированного подхода к семье;
u на добровольном участии родителей;
u на активной позиции родителей;
u на планомерности и последовательности проведения мероприятий.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Месяц / неделя |
Тема занятия |
Ответственный |
Контингент участников |
Задачи |
Содержание (план занятия) |
Материал |
Сентябрь
3 неделя |
Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год |
Педагог-психолог |
Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели |
1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.
2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год.
3. Обсудить тематические запросы родителей. |
1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»).
2. Игра «Хвастовство».
3. Ознакомление с планом работы на год.
4. Анкетирование
5.Игра «Я ребенок».
6.Игра «Чемоданчик».
7. Памятка «Ваши ожидания»
8. Игра «Волшебный клубочек».
9. Коллаж «Что мне понравилось?» |
1. Анкеты
2. Памятки «Ваши ожидания»
3. Клубочек
4. Ватман, фломастеры |
Октябрь
3 неделя |
Круглый стол «Ребенок имеет право» |
Соц. педагог, психолог |
Родители семей «группы риска» |
1.Воспитывать уважение к человеческой личности.
2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье.
3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка.
4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.
5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей.
6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона. |
1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй»
2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги»
3. Презентация «Ребенок имеет право…»
4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах
5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье»
6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок
7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки»)
8. Подведение итогов, распространение буклетов
|
1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?»
2.Буклеты «Ребенок имеет право»
3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.
4. Карточки с ситуациями и высказываниями
5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей» |
Ноябрь
2 неделя |
Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства» |
Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед |
Родители групп дошкольного возраста, воспитатели |
1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей
2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения
3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД |
1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!»
2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю»
3.Презентация «Безопасная дорога детства»
4. Практикум «Дорожные ловушки»
5. Анкетирование «Грамотный пешеход»
6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов
7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!» |
1.Афиши
2.Подготовка презентации
3.Карточки «Дорожные ловушки»
4.Анкеты «Грамотный пешеход»
5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!»
6.Игры, пособия и литература по ПДД |
Декабрь
1 неделя |
Устный журнал «Этика семейных отношений» |
Соц. педагог,
психолог |
Родители групп дошкольного возраста, воспитатели |
1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений.
2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье.
3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений. |
1.Игра «Знакомство».
2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей.
3.Распространение буклетов-памяток.
4. Тестирование « Я конфликтный?»
5. Сообщение «Манипуляция в семье»
6. Подведение итогов |
1.Памятки для родителей:
Мама может…
Папа может…
Бабушка и Дедушка могут….
2. Тест |
Январь
3 неделя |
Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье» |
Воспитатель Воробьева А.Н. |
Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог |
1. Дать родителям представление о понятии «депривация».
2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка.
|
1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо»
2. Сообщение по теме на основе презентации
3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь) |
1. Презентация
2. Клубочек |
Февраль
4 неделя |
Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы» |
Соц. педагог,
психолог, воспитатели группы |
Родители и воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов школы № 33, 29 |
1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе.
2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе.
3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе.
4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу |
1.Открытый показ образовательной деятельности.
2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»
3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»
4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению»
5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка)
6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности»
7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?»
8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников» |
1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе»
2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников»
3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»
4. Цветовые карточки
5.Ватман, карандаши
6. Карточки с родительскими высказываниями
|
Март
2 неделя |
Семинар-практикум «Театр делаем сами» |
Муз. рук., логопед |
Родители групп дошкольного возраста, воспитатели |
1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников
2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования
3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала |
1. Игра «Театр – это…»
2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников»
3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками»
4. Игра «Теремок»
5. Практикум «Изготовление театра своими руками»
6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами» |
1. Разные виды самодельных театров
2. Материал для изготовления театров
3. Буклеты «Театр делаем сами» |
Апрель
1 неделя |
Тренинг «Портрет моего ребенка» |
Соц. педагог,
психолог |
Родители и воспитатели всех возрастных групп |
1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями.
2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка.
3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители.
4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье. |
1.Игра «Знакомство».
2.Проективный тест «Портрет моего ребенка»
3. Мой ребенок глазами других родителей
4.Игра «А нужен ли тебе кружок?»
5.Игра «Пожалей и поругай»
6.Тест «Портрет моего ребенка» |
1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток. |
Май
2 неделя |
Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год |
Педагог-психолог |
Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ |
1. Отчитаться о работе клуба за год.
2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.
3.Определить тематические запросы родителей на следующий год. |
1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2013-2014 году»
2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест.
3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра.
4.Чаепитие: «А мне понравилось!» |
1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.
2. Презентация
3. Атрибуты для чаепития |