4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

"Детский сад №84"  - "Яблонька"

 

4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - социально-личностное развитие

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»

 

Цель: содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Перечень программ, технологий и пособий

 

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

  • Программа «Безопасность», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  • Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.

  • Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. Дошкольникам о правилах дорожного движения.  – М.: Просвещение, 1978 - 64 с.

  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

  • Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.

  • Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • Стеркина Р.Б.. Основы безопасности  детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

  • Правила безопасности для детей. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.

  • Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников. Комплект сюжетных картинок.

  • Настольно-развивающие игры «Внимание! Дорога!», «Лото осторожностей» и пр.

  • Плакаты серии «Азбука безопасности для дошкольников»

 

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Безопасность»

 

Основные направления развития  

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

§  Интегрированные, практические и познавательно-игровые занятия «Азбука безопасности» 

3 – 7 лет

1 раза в месяц

§  Познавательные занятия по ПДД в «Автогородке»

6 – 7 лет

1 раза в месяц

§  День туризма

5 – 7 лет

1 раз в год

§  Проектная деятельность «Я б в пожарные пошел, пусть меня научат!», «Пешеходом быть учусь!»

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Экскурсии, посещение музея 

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Тематическая неделя «Зеленый огонек» 

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Тематические досуги и развлечения

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Тематические викторины 

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Продуктивная деятельность

4 – 7 лет

1 раз в месяц 

§  Праздник «Спасатели спешат на помощь»

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Спектакль

5 – 7 лет - подготовка и выступление

2 – 4 года - просмотр

1 раз в год

§  Агитбригада

1 раз в год

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

 

§  Целевые прогулки, наблюдения

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Моделирование и обсуждение опасных ситуаций

4 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Решение проблемных ситуаций

4 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Обучающие игры с макетами

4 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Обучающие игры на транспортной площадке

4 – 7 лет

Сезонно – май, лето, сентябрь – 1 раз в неделю 

§  Игры-инсценировки

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Ситуативное обучение

2 – 7 лет

по мере необходимости

§  Составление рассказов, пересказ литературных произведений, заучивание стихов

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Опыты и экспериментирование «Потушим огонь»

5 – 7 лет

1 раз в год

§  Оформление и рассматривание выставок, общение по теме

3 – 7 лет

2 раза в год

§  Тренинговые игры и упражнения 

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Чтение и обсуждение литературы, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок 

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картин по теме 

2 – 7 лет

1 раз в месяц 

§  Беседы и ситуативные разговоры о безопасности, ситуации активизирующего общения

3 – 7 лет

1 раз в неделю 

§  Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов о безопасности

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Продуктивная деятельность «Азбука безопасности»: плакаты, коллажи, изготовление макетов, стенгазет, тематических альбомов, книгоиздание и пр. 

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Дидактические и настольные игры по безопасности

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Разработка совместно с детьми правил безопасного поведения

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Объяснение, напоминание о правилах безопасного поведения

2 – 7 лет

постоянно

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.  

§  Рассматривание книг, тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о безопасности

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Настольные игры по безопасности 

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры по теме

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-строительные игры по теме

4 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Игры с макетами по безопасности 

4 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Игры-драматизации

4 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Изобразительная деятельность по теме

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Выполнение правил безопасного поведения

2 – 7 лет

постоянно

Совместная деятельность с семьей

§  День туризма

5 – 7 лет

1 раз в год

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Экскурсии, посещение музея 

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Тематическая неделя «Зеленый огонек» 

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Тематические досуги и развлечения

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Тематические викторины 

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Просмотр спектакля по безопасности, выступления агитбригады 

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Праздник «Спасатели спешат на помощь»

4 – 7 лет

1 раз в год

§  Совместные творческие конкурсы «Движение с уважением!», «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой!»  

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам  безопасности жизнедеятельности  

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ «Азбука безопасности»

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Фото-презентация «Правила знаю - безопасность соблюдаю!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Анкетирование «Безопасность дома и на улице»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Личный пример, ситуативное обучение

2 – 7 лет

постоянно

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями 

 

Образовательная область

Задачи

«Физическая культура»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

«Труд»

Формирование представлений  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.

«Художественное творчество»

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность».

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

 

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»

 

Цель: содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Перечень программ, технологий и пособий

 

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

  • Программа «Безопасность», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под ред. Т.И. Оверчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

  • Дружные ребята. Р.С. Буре. Программа воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

  • Я - человек. Мой мир. С.А.Козлова. Программа социально-нравственного воспитания дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2001.

  • Нравственное воспитание в детском саду.  В.И.Петрова, Т.Д. Стульник. Программа. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

  • Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В.Алёшина. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

  • Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Е.А. Алябьева. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2003.

  • Игровая деятельность в детском саду. Губанова Н. Ф. Методическое пособие.— М.: Мозаика-Син­тез, 2006-2010.

  • Сюжетно-ролевые игры дошкольников. С.Н.Краснощекова. Практическое пособие. – М., Просвещение, 2008.

  • Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка – М.: АРКТИ, 2005

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • Серия «Рассказы по картинкам» Профессии. Кем быть? - М.; Мозаика-Синтез, 2010

  • Лото «Кем быть?». — М.: ОАО «Московский комбинат игрушек», 1999

  • Лото «Знаю все профессии» -  М.: Мозаика-Синтез, 2006

  • Лото «Ремесла Киевской Руси» - М.: Мозаика-Синтез, 2007

  • Игровое пособие «Государственные символы России»

  • Игровое пособие «Наша родина»

  • Игровое пособие «Мы по городу идем»

  • Дидактические картинки «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»

  • Демонстрационный материал для занятий «Российская геральдика и государственные праздники» , «Народы мира», «Жилища», «Беседы по картинкам. Уроки вежливости», «Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции»

  • Наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников»

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Социализация»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 

§  Интегрированные и познавательно-игровые занятия по ознакомлению с окружающим миром  

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Обучающие дидактические игры

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Проектная деятельность, посвященная событиям общественной жизни и формированию норм поведения 

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Тематические недели, посвященные событиям общественной жизни, ознакомлению с родным краем

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Тематические дни: день игры и игрушки, день пожилого человека, день народного единства, день матери, день защитников Отечества, день смеха,  день космонавтики, день семьи, день Победы, день защиты детей и др.  

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Концерты

4 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Тематические досуги и развлечения

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Тематические викторины 

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Праздники, посвященные событиям общественной жизни и традициям национальной культуры

4 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Кружок «Я имею право»

6 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Экскурсии, посещение музеев

5 – 7 лет

1 раз в квартал

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 

§  Моделирование (инсценировка) и обсуждение ситуаций морально-этического характера, проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора  

4 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Наблюдение за деятельностью взрослых и сверстников

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Обучающие игры с макетом «Кукольный дом и жители в нем»

3 – 7 лет

2 раза в месяц

§  Ситуативное обучение

2 – 7 лет

по мере необходимости

§  Составление рассказов, пересказ литературных произведений, заучивание стихов

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Чтение и обсуждение литературы, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок 

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картин, фотографий, открыток по теме 

2 – 7 лет

1 раз в месяц 

§  Этические беседы и ситуативные разговоры, ситуации активизирующего общения

3 – 7 лет

1 раз в неделю 

§  Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов 

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Совместная продуктивная деятельность

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Дидактические и настольные игры, игровые упражнения  

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Социально-ориентированные и коммуникативные игры, тренинги

5 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Разработка совместно с детьми правил и норм поведения в группе

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Объяснение, напоминание о правилах социально приемлемого поведения

2 – 7 лет

постоянно

§  Оформление и рассматривание выставок, общение по теме

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Совместные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-драматизации, подвижные игры

3 – 7 лет

ежедневно

§  Познавательно-исследовательская деятельность: работа с картой, глобусом

5 – 7 лет

2 раза в месяц 

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.  

§  Игры с предметами

2 – 3 года

ежедневно

§  Отобразительные игры

2 – 3 года

ежедневно

§  Сюжетно-ролевые и режиссерские игры

3 – 7 лет

ежедневно

§  Подвижные игры

3 – 7 лет

ежедневно

§  Игры с макетами

3 – 7 лет

ежедневно

§  Игры-драматизации

3 – 7 лет

ежедневно

§  Рассматривание книг, тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о безопасности

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Настольные игры  

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Изобразительная деятельность 

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Соблюдение норм и правил социально приемлемого поведения, конструктивного общения 

2 – 7 лет

постоянно

Совместная деятельность с семьей

§  Социальные акции «Подарки своими руками»  

5 – 7 лет

2 раза в год

§  Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, конкурсах, концертах, экскурсиях  

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам  социально-личностного развития детей  

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам  социально-личностного развития детей   

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Фото-презентация «Как интересно мы живем!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Изучение социального статуса семей, анкетирование «Правовая грамотность родителей» 

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Личный пример, ситуативное обучение

2 – 7 лет

постоянно

 

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями 

 

Образовательная область

Задачи

«Физическая культура»

Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире; использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание».

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации области «Коммуникация».

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации области «Безопасность».

«Труд»

Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

«Художественное творчество»

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация».

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире.

«Музыка»

Использование музыкальной деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация».

 

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»

 

Цель: содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Перечень программ, технологий и пособий

 

Программы и

 технологии

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010

 

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей  группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008

  • Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996

  • Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2005

  • Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Просвещение, 1990

  • Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2007

  • Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р.С. Буре – М.: Просвещение, 1987

  • Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, 1983

  • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой – М.: Просвещение, 1989

  • Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: ТЦ «Сфера», 2005

  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1992

  • Марковская М.М. Уголок природы в детском саду – М.: Просвещение, 1989

  • Лыкова И.А. Поделки из природного материала – М.: Карапуз, 2005

  • Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011.

  • Серия «Мир в картинках» (предметный мир) Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2010

  • Серия «Рассказы по картинкам» Профессии. Кем быть? - М.; Мозаика-Синтез, 2010

  • Лото «Кем быть?». — М.: ОАО «Московский комбинат игрушек», 1999

  • Лото «Знаю все профессии» -  М.: Мозаика-Синтез, 2006

  • Лото «Ремесла Киевской Руси» - М.: Мозаика-Синтез, 2007

  • Детская энциклопедия (большая книга профессий) «Кем мне стать?» / Г.П. Шалаева – М., АСТ-СЛОВО, 2010

  • Оборудование и инвентарь для трудовой деятельности

 

 

Формы работы по реализации образовательной области «Труд»

 

Основные направления развития

Формы организации

Возраст

Периодичность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Задачи и содержание:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

§  Занятия по ознакомлению с окружающим (профессии, труд взрослых, предметы для труда)

2 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Изучение технологии трудового процесса, моделирование процессов труда

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Экскурсии, посещение музеев, выставок, предприятий, организаций  

4 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Тематические дни и недели

3 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Тематические досуги и развлечения

3 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Викторины

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Совместный коллективный труд

4 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Встречи с людьми разных профессий, беседы, ситуации активизирующего общения

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Занятия по ручному труду, конструированию из бумаги, природного и бросового материала 

5 – 7 лет

2 раза в месяц

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Задачи и содержание:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

§  Наблюдения за трудовой деятельностью взрослых и детей

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Личный пример, ситуативное обучение

2 – 7 лет

постоянно

§  Совместные трудовые действия, их анализ и оценка: труд в природе, ХБТ, ремонт книг («книжкина больница») и т.п.

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Поручения

2 – 7 лет

ежедневно

§  Дежурство

4 – 7 лет

ежедневно

§  Выставки предметов профессиональной деятельности и результатов труда, создание группового мини-музея

3 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Совместная творческая деятельность: изобразительная, книгоиздание, изготовление поделок и сувениров, атрибутов к играм, тематических альбомов о труде и профессиях, дизайнерская деятельность по оформлению группы к праздникам

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Беседы о труде взрослых, о профессиях

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Коллективные и ситуативные разговоры, ситуации активизирующего общения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Чтение и обсуждение литературных произведений о труде, загадывание загадок, разучивание стихов, обсуждение пословиц и поговорок

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов по теме    

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, их подбор и классификация   

2 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Просмотр диафильмов, видеофильмов

3 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Решение проблемных и морально-этических  ситуаций, связанных с трудовой деятельностью

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Составление рассказов о трудовой деятельности, о людях разных профессий, пересказ

4 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Дидактические игры и упражнения

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Игры-инсценировки

2 – 7 лет

1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей

Задачи и содержание:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

§  Самообслуживание во всех видах деятельности

2 – 7 лет

ежедневно

§  Самостоятельная трудовая деятельность, выполнение трудовых поручений

3 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг  

2 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов по теме    

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Ремонт детских книг

5 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Продуктивная деятельность

3 – 7 лет

1 раз в месяц

§  Настольные игры, игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, пуговки и пр.)

2 – 7 лет

1 раз в неделю

§  Сюжетно-ролевые, строительные, режиссерские игры

2 – 7 лет

ежедневно

§  Игры-инсценировки, игры-драматизации 

3 – 7 лет

1 раз в месяц

Совместная деятельность с семьей

§  Выполнение трудовых действий родителями на глазах у детей («Гость группы»)

3 – 7 лет

регулярно, по договоренности

§  Совместные трудовые акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, по оформлению групп к учебному году, праздникам: «Чистый участок», «Нарядная группа», «Наш цветник» и пр.  

2 – 7 лет

1 раз в квартал

§  Смотр-конкурс «Снежный городок на участке» - изготовление построек из снега

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, экскурсиях, викторинах и пр. 

3 – 7 лет

регулярно, в соответствии с событийными факторами

§  Совместная проектная деятельность

5 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Семинары-практикумы, консультации по вопросам ознакомления с профессиями и  формирования трудовых навыков детей

2 – 7 лет

не реже 1 раза в год

§  Открытый показ детской трудовой деятельности   

3 – 7 лет

1 раз в год

§  Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам  воспитания детей в труде     

2 – 7 лет

Сменяемость

1 раз в месяц 

§  Фото-презентация «Все работы хороши - знают даже малыши!»

2 – 7 лет

1 раз в год

§  Личный пример, ситуативное обучение

2 – 7 лет

постоянно

 

Примерные виды интеграции образовательной области «Труд» с другими образовательными областями 

 

Образовательная область

Задачи

«Физическая культура»

Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, навыков безопасного обращения с инструментами для труда.

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков в процессе трудовой деятельности и самообслуживания.

«Художественное творчество»

Использование средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд», формирование навыков ручного труда.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей, расширение и обогащение представлений детей о людях разных профессий.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений  для обогащения содержания области «Труд».

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»