4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей - социально-личностное развитие
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
Цель: содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
-
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
-
Программа «Безопасность», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. |
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
-
Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
-
Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1978 - 64 с.
-
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
-
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
-
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011. |
-
Стеркина Р.Б.. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.
-
Правила безопасности для детей. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.
-
Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников. Комплект сюжетных картинок.
-
Настольно-развивающие игры «Внимание! Дорога!», «Лото осторожностей» и пр.
-
Плакаты серии «Азбука безопасности для дошкольников»
|
Формы работы по реализации образовательной области «Безопасность»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. |
§ Интегрированные, практические и познавательно-игровые занятия «Азбука безопасности» |
3 – 7 лет |
1 раза в месяц |
§ Познавательные занятия по ПДД в «Автогородке» |
6 – 7 лет |
1 раза в месяц |
§ День туризма |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Проектная деятельность «Я б в пожарные пошел, пусть меня научат!», «Пешеходом быть учусь!» |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Экскурсии, посещение музея |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Тематическая неделя «Зеленый огонек» |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Тематические досуги и развлечения |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Тематические викторины |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Продуктивная деятельность |
4 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Праздник «Спасатели спешат на помощь» |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Спектакль |
5 – 7 лет - подготовка и выступление
2 – 4 года - просмотр |
1 раз в год |
§ Агитбригада |
1 раз в год |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
|
§ Целевые прогулки, наблюдения |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Моделирование и обсуждение опасных ситуаций |
4 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Решение проблемных ситуаций |
4 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Обучающие игры с макетами |
4 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Обучающие игры на транспортной площадке |
4 – 7 лет |
Сезонно – май, лето, сентябрь – 1 раз в неделю |
§ Игры-инсценировки |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
по мере необходимости |
§ Составление рассказов, пересказ литературных произведений, заучивание стихов |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Опыты и экспериментирование «Потушим огонь» |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Оформление и рассматривание выставок, общение по теме |
3 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Тренинговые игры и упражнения |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Чтение и обсуждение литературы, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картин по теме |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Беседы и ситуативные разговоры о безопасности, ситуации активизирующего общения |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов о безопасности |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Продуктивная деятельность «Азбука безопасности»: плакаты, коллажи, изготовление макетов, стенгазет, тематических альбомов, книгоиздание и пр. |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Дидактические и настольные игры по безопасности |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Разработка совместно с детьми правил безопасного поведения |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Объяснение, напоминание о правилах безопасного поведения |
2 – 7 лет |
постоянно |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. |
§ Рассматривание книг, тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о безопасности |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Настольные игры по безопасности |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры по теме |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-строительные игры по теме |
4 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Игры с макетами по безопасности |
4 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Игры-драматизации |
4 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Изобразительная деятельность по теме |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Выполнение правил безопасного поведения |
2 – 7 лет |
постоянно |
Совместная деятельность с семьей |
§ День туризма |
5 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Экскурсии, посещение музея |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Тематическая неделя «Зеленый огонек» |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Тематические досуги и развлечения |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Тематические викторины |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Просмотр спектакля по безопасности, выступления агитбригады |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Праздник «Спасатели спешат на помощь» |
4 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Совместные творческие конкурсы «Движение с уважением!», «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой!» |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам безопасности жизнедеятельности |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ «Азбука безопасности» |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Фото-презентация «Правила знаю - безопасность соблюдаю!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Анкетирование «Безопасность дома и на улице» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Личный пример, ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Физическая культура» |
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. |
«Здоровье» |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
«Познание» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
«Социализация» |
Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. |
«Труд» |
Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности. |
«Художественное творчество» |
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность». |
«Чтение художественной литературы» |
Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»
Цель: содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-
развитие игровой деятельности детей;
-
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
-
Программа «Безопасность», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. |
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под ред. Т.И. Оверчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
-
Дружные ребята. Р.С. Буре. Программа воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
-
Я - человек. Мой мир. С.А.Козлова. Программа социально-нравственного воспитания дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2001.
-
Нравственное воспитание в детском саду. В.И.Петрова, Т.Д. Стульник. Программа. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
-
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В.Алёшина. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
-
Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Е.А. Алябьева. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2003.
-
Игровая деятельность в детском саду. Губанова Н. Ф. Методическое пособие.— М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
-
Сюжетно-ролевые игры дошкольников. С.Н.Краснощекова. Практическое пособие. – М., Просвещение, 2008.
-
Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка – М.: АРКТИ, 2005
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011. |
-
Серия «Рассказы по картинкам» Профессии. Кем быть? - М.; Мозаика-Синтез, 2010
-
Лото «Кем быть?». — М.: ОАО «Московский комбинат игрушек», 1999
-
Лото «Знаю все профессии» - М.: Мозаика-Синтез, 2006
-
Лото «Ремесла Киевской Руси» - М.: Мозаика-Синтез, 2007
-
Игровое пособие «Государственные символы России»
-
Игровое пособие «Наша родина»
-
Игровое пособие «Мы по городу идем»
-
Дидактические картинки «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»
-
Демонстрационный материал для занятий «Российская геральдика и государственные праздники» , «Народы мира», «Жилища», «Беседы по картинкам. Уроки вежливости», «Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции»
-
Наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» |
Формы работы по реализации образовательной области «Социализация»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
развитие игровой деятельности детей;
-
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
|
§ Интегрированные и познавательно-игровые занятия по ознакомлению с окружающим миром |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Обучающие дидактические игры |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Проектная деятельность, посвященная событиям общественной жизни и формированию норм поведения |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Тематические недели, посвященные событиям общественной жизни, ознакомлению с родным краем |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Тематические дни: день игры и игрушки, день пожилого человека, день народного единства, день матери, день защитников Отечества, день смеха, день космонавтики, день семьи, день Победы, день защиты детей и др. |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Концерты |
4 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Тематические досуги и развлечения |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Тематические викторины |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Праздники, посвященные событиям общественной жизни и традициям национальной культуры |
4 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Кружок «Я имею право» |
6 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Экскурсии, посещение музеев |
5 – 7 лет |
1 раз в квартал |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
развитие игровой деятельности детей;
-
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
|
§ Моделирование (инсценировка) и обсуждение ситуаций морально-этического характера, проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора |
4 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Наблюдение за деятельностью взрослых и сверстников |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Обучающие игры с макетом «Кукольный дом и жители в нем» |
3 – 7 лет |
2 раза в месяц |
§ Ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
по мере необходимости |
§ Составление рассказов, пересказ литературных произведений, заучивание стихов |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Чтение и обсуждение литературы, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картин, фотографий, открыток по теме |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Этические беседы и ситуативные разговоры, ситуации активизирующего общения |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Просмотр и обсуждение мультфильмов, диафильмов |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Совместная продуктивная деятельность |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Дидактические и настольные игры, игровые упражнения |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Социально-ориентированные и коммуникативные игры, тренинги |
5 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Разработка совместно с детьми правил и норм поведения в группе |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Объяснение, напоминание о правилах социально приемлемого поведения |
2 – 7 лет |
постоянно |
§ Оформление и рассматривание выставок, общение по теме |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Совместные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-драматизации, подвижные игры |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Познавательно-исследовательская деятельность: работа с картой, глобусом |
5 – 7 лет |
2 раза в месяц |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
развитие игровой деятельности детей;
-
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. |
§ Игры с предметами |
2 – 3 года |
ежедневно |
§ Отобразительные игры |
2 – 3 года |
ежедневно |
§ Сюжетно-ролевые и режиссерские игры |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Подвижные игры |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игры с макетами |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игры-драматизации |
3 – 7 лет |
ежедневно |
§ Рассматривание книг, тематических альбомов, иллюстраций, плакатов, картинок о безопасности |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Настольные игры |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Изобразительная деятельность |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Соблюдение норм и правил социально приемлемого поведения, конструктивного общения |
2 – 7 лет |
постоянно |
Совместная деятельность с семьей |
§ Социальные акции «Подарки своими руками» |
5 – 7 лет |
2 раза в год |
§ Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, конкурсах, концертах, экскурсиях |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Семинары-практикумы, тренинговые занятия, консультации по вопросам социально-личностного развития детей |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам социально-личностного развития детей |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Фото-презентация «Как интересно мы живем!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Изучение социального статуса семей, анкетирование «Правовая грамотность родителей» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Личный пример, ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Физическая культура» |
Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами. |
«Познание» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире; использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание». |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации области «Коммуникация». |
«Безопасность» |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации области «Безопасность». |
«Труд» |
Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. |
«Художественное творчество» |
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация». |
«Чтение художественной литературы» |
Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире. |
«Музыка» |
Использование музыкальной деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация». |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»
Цель: содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-
развитие трудовой деятельности;
-
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Перечень программ, технологий и пособий
Программы и
технологии |
Методические пособия |
Наглядно-дидактические пособия |
-
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой – Пермь: «Книжный мир», 2005
-
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 4 книг для воспитателя второй младшей группы. – Пермь: ГПУ, 1994
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 9 книг для воспитателя средней группы. – Пермь: ГПУ, 2001
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 12 книг для воспитателя старшей группы. – Пермь: ГПУ, 2006, 2007, 2008
-
Крылова Н.М. , Иванова В.Т. Детский сад – дом радости: комплект из 17 книг для воспитателя подготовительной группы. – Пермь: ГПУ, 1996
-
Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2005
-
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Просвещение, 1990
-
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2007
-
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р.С. Буре – М.: Просвещение, 1987
-
Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, 1983
-
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой – М.: Просвещение, 1989
-
Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: ТЦ «Сфера», 2005
-
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1992
-
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду – М.: Просвещение, 1989
-
Лыкова И.А. Поделки из природного материала – М.: Карапуз, 2005
-
Тематические недели в детском саду /сост. Т.С. Серегина. – Владимир, 2011. |
-
Серия «Мир в картинках» (предметный мир) Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
-
Серия «Рассказы по картинкам» Профессии. Кем быть? - М.; Мозаика-Синтез, 2010
-
Лото «Кем быть?». — М.: ОАО «Московский комбинат игрушек», 1999
-
Лото «Знаю все профессии» - М.: Мозаика-Синтез, 2006
-
Лото «Ремесла Киевской Руси» - М.: Мозаика-Синтез, 2007
-
Детская энциклопедия (большая книга профессий) «Кем мне стать?» / Г.П. Шалаева – М., АСТ-СЛОВО, 2010
-
Оборудование и инвентарь для трудовой деятельности |
Формы работы по реализации образовательной области «Труд»
Основные направления развития |
Формы организации |
Возраст |
Периодичность |
Совместная образовательная деятельность педагога и детей
Задачи и содержание:
-
развитие трудовой деятельности;
-
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
§ Занятия по ознакомлению с окружающим (профессии, труд взрослых, предметы для труда) |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Изучение технологии трудового процесса, моделирование процессов труда |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Экскурсии, посещение музеев, выставок, предприятий, организаций |
4 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Тематические дни и недели |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Тематические досуги и развлечения |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Викторины |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Совместный коллективный труд |
4 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Встречи с людьми разных профессий, беседы, ситуации активизирующего общения |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Занятия по ручному труду, конструированию из бумаги, природного и бросового материала |
5 – 7 лет |
2 раза в месяц |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Задачи и содержание:
-
развитие трудовой деятельности;
-
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
|
§ Наблюдения за трудовой деятельностью взрослых и детей |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Личный пример, ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
постоянно |
§ Совместные трудовые действия, их анализ и оценка: труд в природе, ХБТ, ремонт книг («книжкина больница») и т.п. |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Поручения |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Дежурство |
4 – 7 лет |
ежедневно |
§ Выставки предметов профессиональной деятельности и результатов труда, создание группового мини-музея |
3 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Совместная творческая деятельность: изобразительная, книгоиздание, изготовление поделок и сувениров, атрибутов к играм, тематических альбомов о труде и профессиях, дизайнерская деятельность по оформлению группы к праздникам |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Беседы о труде взрослых, о профессиях |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Коллективные и ситуативные разговоры, ситуации активизирующего общения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Чтение и обсуждение литературных произведений о труде, загадывание загадок, разучивание стихов, обсуждение пословиц и поговорок |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов по теме |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг, их подбор и классификация |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Просмотр диафильмов, видеофильмов |
3 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Решение проблемных и морально-этических ситуаций, связанных с трудовой деятельностью |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Составление рассказов о трудовой деятельности, о людях разных профессий, пересказ |
4 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Дидактические игры и упражнения |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игры-инсценировки |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
Самостоятельная деятельность детей
Задачи и содержание:
-
развитие трудовой деятельности;
-
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
|
§ Самообслуживание во всех видах деятельности |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Самостоятельная трудовая деятельность, выполнение трудовых поручений |
3 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Рассматривание картин, предметов, иллюстраций, фотоматериалов, тематических альбомов, книг |
2 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Изучение энциклопедий, справочников и др. информационных материалов по теме |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Ремонт детских книг |
5 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Продуктивная деятельность |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
§ Настольные игры, игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, пуговки и пр.) |
2 – 7 лет |
1 раз в неделю |
§ Сюжетно-ролевые, строительные, режиссерские игры |
2 – 7 лет |
ежедневно |
§ Игры-инсценировки, игры-драматизации |
3 – 7 лет |
1 раз в месяц |
Совместная деятельность с семьей |
§ Выполнение трудовых действий родителями на глазах у детей («Гость группы») |
3 – 7 лет |
регулярно, по договоренности |
§ Совместные трудовые акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, по оформлению групп к учебному году, праздникам: «Чистый участок», «Нарядная группа», «Наш цветник» и пр. |
2 – 7 лет |
1 раз в квартал |
§ Смотр-конкурс «Снежный городок на участке» - изготовление построек из снега |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Участие в культурно-досуговых мероприятиях, тематических днях и неделях, экскурсиях, викторинах и пр. |
3 – 7 лет |
регулярно, в соответствии с событийными факторами |
§ Совместная проектная деятельность |
5 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Семинары-практикумы, консультации по вопросам ознакомления с профессиями и формирования трудовых навыков детей |
2 – 7 лет |
не реже 1 раза в год |
§ Открытый показ детской трудовой деятельности |
3 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Оформление стендовой информации и информации на сайте ДОУ по вопросам воспитания детей в труде |
2 – 7 лет |
Сменяемость
1 раз в месяц |
§ Фото-презентация «Все работы хороши - знают даже малыши!» |
2 – 7 лет |
1 раз в год |
§ Личный пример, ситуативное обучение |
2 – 7 лет |
постоянно |
Примерные виды интеграции образовательной области «Труд» с другими образовательными областями
Образовательная область |
Задачи |
«Физическая культура» |
Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда. |
«Познание» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей. |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. |
«Безопасность» |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, навыков безопасного обращения с инструментами для труда. |
«Здоровье» |
Воспитание культурно-гигиенических навыков в процессе трудовой деятельности и самообслуживания. |
«Художественное творчество» |
Использование средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд», формирование навыков ручного труда. |
«Чтение художественной литературы» |
Использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей, расширение и обогащение представлений детей о людях разных профессий. |
«Музыка» |
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Труд». |
«Социализация» |
Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых. | |