Система организации психолого-педагогической и коррекционной работы в ДОУ - продолжение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

"Детский сад №84"  - "Яблонька"

 

5. Система организации психолого-педагогической и

коррекционной работы в ДОУ - продолжение

   

Система деятельности педагога-психолога

(организация работы психологической службы)

 

Цель: создание условий для гармоничного развития детей в условиях ДОУ, сохранение и укрепление психологического здоровья детей, обеспечение психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, создание условий для дифференцированной и индивидуальной работы с детьми и  их семьями.

Задачи:

  • Сохранение психологического здоровья детей

  • Организация и проведение психолого-педагогического мониторинга: диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы дошкольников для получения информации об индивидуальных особенностях развития детей, для выявления нарушений развития и оказания своевременной помощи

  • Осуществление необходимой психопрофилактической и психокоррекционной работы: разработка и реализация групповых психопрофилактических программ, реализация индивидуальных психокоррекционных программ

  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации

  • Оптимизация психологического микроклимата в группах детского сада, стиля взаимодействия педагогов с детьми

  • Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития

  • Оказание помощи администрации ДОУ в создании благоприятного психологического климата в коллективе

  • Повышение психолого-педагогической компетентности и культуры педагогов ДОУ

  • Мотивация родителей на сотрудничество, повышение воспитательного потенциала семей дошкольников, психолого-педагогической грамотности и культуры родителей

  • Психологическое сопровождение семей «группы риска», оказание им консультационной и коррекционной помощи

Направления работы

 

Формы организации деятельности, мероприятия

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Психодиагностика

 

·  Диагностика степени адаптации вновь поступивших детей

·  Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста

·  Экспресс-диагностика психического развития детей дошкольного возраста (психические процессы)

·  Диагностика готовности к школе детей 7-го года жизни

·  Диагностика эмоционального развития детей дошкольного возраста (тревожность, проявление агрессивного поведения, страхи, эмоциональный комфорт в д/с)

·  Социометрия взаимоотношений в детском коллективе, выявление индивидуального социального статуса детей

·  Выявление детей группы риска (старший дошкольный возраст)

·  Индивидуальное диагностирование по запросу родителей, педагогов

·  Индивидуальное диагностирование детей из семей «группы риска»

·  Оформление индивидуальных карт развития

·  Анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей детей

·  Диагностика детско-родительских отношений

·  Индивидуальное диагностирование по запросу родителей

·  Индивидуальное диагностическое обследование семей «группы риска»

·  Диагностика оценки психологического климата в коллективе, выявление индивидуального социального статуса педагогов

·  Диагностика взаимодействия педагогов с детьми (выявление стиля педагогического общения)

·  Выявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Психокоррекция и психопрофилактика

Основные методы коррекционных воздействий:

- игровая терапия

- развивающие игры

- игровые тренинги

-психол. этюды, рефлексия

-арттерапия, сказкотерапия

- психогимнастика и др.

·   Проведение адаптационных занятий с детьми раннего возраста  для обеспечения легкого привыкания  к условиям ДОУ

·  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по программе коррекции готовности к школе

·  Индивидуальные и групповые  коррекционно-развивающие занятия с детьми по результатам диагностических обследований (коррекция психического развития, моторики, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, социальной дезадаптации)

·  Коррекционно-развивающие занятия по индивидуальным программам для детей из семей «группы риска»

·  Коррекция микроклимата в группе

·  Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по запросу родителей

·  Проведение групповых психокоррекционных занятий с родителями детей подготовительной группы по программе коррекции готовности к школе

·  Индивидуальная коррекционно-профилактическая работа с семьями «группы риска»

·  Коррекция детско-родительских отношений

·  Помощь в разрешении конфликтных ситуаций с педагогами 

 

·  Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

·  Оказание помощи администрации ДОУ в создании благоприятного психологического климата в коллективе (конструктивное разрешение конфликтных ситуаций и пр.)

·  Коррекция стиля педагогического общения (стиля взаимодействия воспитателя с детьми)

·  Помощь в разрешении конфликтных ситуация с семьями детей

Просветительская и консультационная

работа

 

______

·   Индивидуальные формы работы:

- инд. консультации по запросам и результатам диагностики;

- оформление информационных листков для обратной связи с родителями;

- индивидуальная работа с неблагополучными семьями;

- «Телефон доверия»;

- «Почтовый ящик».

·   Групповые формы работы:

- экспресс-выступления на родительских собраниях;

- тематические встречи, консультации по заранее выбранной проблеме;

- родительский клуб  «Семейный очаг»;

- консультационный пункт «Азбука для родителей»;

- семинары-практикумы;

- лекторий;

- круглые столы, дискуссионные клубы и пр.;

- психологическая библиотека для родителей;

- оформление наглядной информации.

·  Рекламная деятельность:

- день открытых дверей;

- участие в выпуске журнала ДОУ «Яблонька»;

- создание рекламной продукции, фотовыставки и др. 

·   Индивидуальные формы работы:

- инд. консультации;

- помощь аттестующимся;

- экспресс-обзор групп по результатам диагностики;

- помощь в составлении психологического портрета группы;

- помощь в работе с неблагополучными семьями;

- помощь в организации предметно-развивающей среды группы;

- посещение занятий воспитателей с целью выявления уровня психологической культуры.

·   Групповые формы работы:

- выступления на педсоветах;

- тематические встречи, консультации по заранее выбранной проблеме;

- лектории;

- круглые столы, дискуссионные клубы и пр.;

- семинары-практикумы, тренинги;

- мастер-класс;

- открытые показы коррекционных занятий;

- разработка методических рекомендаций по актуальным проблемам;

- выставки и обзор психологической литературы;

- оформление наглядной информации.

·  Помощь администрации в планировании работы с кадрами: расстановка кадров с учетом индивидуальных особенностей педагогов и др.

Методическая работа

  • Оформление индивидуальных психологических карт с целью  учета динамики индивидуального развития детей всех возрастных групп
  • Работа с документацией, формирование банка данных МППС
  • Участие в работе ПМПК, в работе аттестационной комиссии
  • Участие в городских МО, курсах, семинарах психологов; в метод. мероприятиях ДОУ
  • Планирование психолого-педагогической деятельности, разработка и реализация инд. и подгрупповых коррекционных программ, подготовка метод. материалов, пополнение МТБ психологического кабинета, самоанализ работы, работа по самообразованию
  • Методическая помощь в организации и проведении открытых занятий

 

 

Система деятельности учителя-логопеда

(организация работы логопункта)

 

Цель:  создание условий для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста с учетом их стартовых возможностей, обеспечение логопедической помощи для коррекции дефектов речи, содействие социальной адаптации детей с отклонениями в речевом развитии.

Задачи:

  • Организация и проведение логопедического обследования детей дошкольного возраста

  • Осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей

  • Развитие речевой и языковой компетентности дошкольников

  • Формирование навыков коммуникативного общения

  • Повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Направления работы

 

Формы организации деятельности, мероприятия

Работа с детьми

·         Диагностические мероприятия: (заполнение инд. карт развития):

- логопедическое обследование речи детей дошкольного возраста;

- экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии;

- зачисление на логопункт; сбор анамнестических данных о ребенке.

·         Коррекционно-профилактические мероприятия:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика с детьми в возрасте от 4 до 5 лет;

- логопедические занятия с детьми 5 – 7 лет по индивидуальным программам (кор-

  рекция фонетических и фонетико-фонематических нарушений);

- проведение подгрупповых занятий (работа над формированием и развитием

  фонематического слуха, коррекция звуковосприятия и звукопроизношения, пре-

  дупреждение и преодоление трудностей речевого развития, коммуникативное

  общение).

·         Совместные культурно-досуговые мероприятия: организация и проведение «Праздника правильной речи» (2 раза в год).

Работа с воспитателями и педагогами

·         Индивидуальное консультирование воспитателей групп по результатам диагностического обследования, знакомство с экраном звукопроизношения и индивидуальным планом работы с дошкольниками.

·         Посещение занятий воспитателей по развитию речи с целью контроля над процессом автоматизации поставленных звуков.

·         Открытые коррекционные занятия для педагогов ДОУ

·         Просветительская работа по проблеме речевого развития дошкольников, по  профилактике и коррекции речевых нарушений: групповые консультации;  выступления на педсоветах; семинары-практикумы;  лектории;  круглые столы;  выставки методической литературы и пособий;  оформление наглядной стендовой информации, тематических папок и др.

·         Помощь в организации предметно-развивающей среды группы: оформление картотеки игр и упражнений по развитию речи дошкольников; подбор на группы речевого материала по автоматизации различных звуков; рекомендации по подбору дидактических игр по речевому развитию в соответствии с возрастными возможностями детей.

·         Помощь в подготовке утренников: подбор речевого материала, соответствующего речевым возможностям детей.

·         Разработка методических рекомендаций по вопросам речевого развития детей.

·         Анкетирование педагогов: выявление уровня их компетентности в вопросах речевого развития детей.

Работа с родителями

·         Сбор анамнестических данных о ребенке; заключения договоров с родителями

·         Индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной логопедической помощи детям

·         Проведение логопедического обследования детей по запросам и в присутствии родителей.

·         Экспресс-выступления на родительских собраниях: объяснение специфики работы логопункта, характеристика речи детей и пр.

·         Открытые коррекционные занятия для родителей

·         Просветительская работа среди родителей: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, лектории, педагогическая библиотека для родителей, оформление наглядной информации и пр. (в рамках родительского клуба, консультационного пункта)

·         Анкетирование, оформление информационных листков для обратной связи с родителями

·         Домашняя работа с детьми по закреплению поставленных звуков речи; работа с тетрадью

·         Организация утренника  «Праздник правильной речи»

·         Рекламная деятельность: день открытых дверей; участие в выпуске журнала ДОУ «Яблонька», создание рекламной продукции, фотовыставки и др. 

Методическая работа

·         Работа с документами, планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ, подготовка метод. материалов, пополнение МТБ логопедического кабинета, самоанализ работы, работа по самообразованию

·         Участие в городских МО, курсах, семинарах логопедов; в метод. мероприятиях ДОУ

·         Участие в работе ПМПК (экспертная деятельность)

 

 

Система деятельности социального педагога

(организация социальной поддержки)

 

Цель: создание условий для социализации ребенка, его эмоционального благополучия и формирования чувства уверенности в окружающем социуме, развитие социального мышления и социальной компетентности всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • Социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста: развитие навыков социально-приемлемого поведения и культуры взаимодействия с обществом; формирование элементарных основ правового сознания, навыков безопасного поведения, здорового образа жизни; создание условий для развития инд. способностей и интересов детей; формирование предпосылок к вхождению в более широкий социум, развитие адаптивных качеств личности, коммуникативных способностей и навыков сотрудничества.

  • Педагогическое сопровождение детей из семей «группы риска», организация работы с неблагополучными семьями.

  • Выявление запущенных детей, не готовых к поступлению в школу, их поддержка.

  • Выявление уровня адаптации выпускников ДОУ к школьному обучению.

  • Повышение социально-педагогической и правовой культуры педагогов и родителей.

  • Повышение воспитательного потенциала семей. 

  • Организация взаимодействия с общественными и культурными учреждениями города. 

Направления работы

 

Формы организации деятельности, мероприятия

Работа с детьми

1. Диагностика социально-личностного развития (совместно с психологом)

  • Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей в динамике их развития (медицинский анамнез, выявление факторов риска в развитии детей и прогнозирование школьных трудностей, выявление детей с признаками коммуникативной и социальной дезадаптации)  
  • Социометрические исследования; диагностика благополучия ребенка в коллективе
  • Диагностика самооценки
  • Индивидуальный профиль социального развития
  • Диагностика предпочтений, интересов
  • Диагностика усвоения знаний по ОБЖ, ЗОЖ
  • Диагностика усвоения элементарных знаний по правовому воспитанию
  • Диагностика усвоения навыков культуры поведения
  • Индивидуальные диагностические мероприятия: по запросу родителей, педагогов; индивидуальное психолого-педагогическое обследование детей из семей «группы риска» (см. систему работы с неблагополучными семьями)
  • Заполнение индивидуальных карт развития, составление социологического портрета ребенка и группы

2.  Занятия, совместная деятельность

·         Занятия по ОБЖ, ЗОЖ (группы дошкольного возраста)

·         Кружок по правовому воспитанию «Я имею право» (подготовительная к школе группа)

·         Практикум «Школа профессора Этикета» (группы дошкольного возраста)

·         Игровые тренинги, социально-ориентирующие игры (развитие навыков общения, адаптивных качеств, социально-бытовой ориентировки)

·         Экскурсии (старший дошкольный возраст)

·         Проектная деятельность: «Моя семья», «Домашние любимцы», «Мир увлечений нашей семьи», «Мой любимый город» и др. (старший дошкольный возраст)

·         Социальные акции: «Сделай подарок солдату», «Цветы и подарки ветеранам», «Наши добрые дела», «Чистый участок» и др. (старший дошкольный возраст)

3. Совместные культурно-досуговые мероприятия

·         Групповые посещения детской библиотеки

·         Экскурсии в школу

·         Выезды в музеи, кукольный театр, планетарий

·         Посещение автогородка

·         Праздники, развлечения, досуги

·         Выставки детского творчества

·         Конкурсы

·         Тематические недели «Неделя детской книги», «Неделя безопасности», «Неделя добрых дел» и др.

4. Коррекционно-развивающая и индивидуальная работа

  • Коррекция социального развития и поведения
  • Коррекция коммуникативной и социальной дезадаптации
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия, тренинги, игры

5. Педагогическое сопровождение детей из семей «группы риска» (см. систему работы с неблагополучными семьями)

6. Сопровождение адаптационного процесса (см. систему адаптационной работы)

Взаимодействие с социумом

(см. систему работы по этому направлению)

  • МОУ СОШ № 33     
  • Областная детская библиотека    
  • Центр ГО и ЧС   
  • Музеи города, кукольный театр, планетарий  
  •  ЮАШ
  • Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Островок заботы»
  • Органы опеки и попечительства, общественные организации родителей ДОУ (родительский комитет)
  • Сбор информации о детях предшкольного возраста, проживающих в микрорайоне и не посещающих ДОУ, организация взаимодействия с этими семьями

Работа с родителями

(более подробно см. систему работы по этому направлению)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение семьи и ребенка:

·         социологическое анкетирование родителей (выявление социального статуса семьи, условий жизни ребенка, заполнение соц. паспортов)

·         анкетирование родителей на выявление факторов риска в развитии ребенка

·         анкетирование «Правовая грамотность»

·         анкетирование родителей на выявление способностей и интересов их детей

·         диагностика детско-родительских отношений

Индивидуальные формы работы:

·         «Телефон доверия»

·         «Почтовый ящик»

·         посещения на дому

·         подготовка индивидуальных рекомендаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка

·         индивидуальное консультирование

Работа с неблагополучными семьями

Просветительская работа (в рамках родительского клуба, консультационного пункта):

·         лектории, групповые консультации

·         круглые столы

·         семинары-практикумы

·         дискуссионные клубы, педагогические гостиные

·         участие в родительских собраниях

·         педагогическая библиотека для родителей

·         наглядная информация (стенды, буклеты, проспекты, информационные листки для обратной связи, стенгазеты, плакаты и др.)

·         открытые просмотры 

Организация совместных мероприятий, занятий:

·         праздники, досуги, развлечения

·         выставки совместного творчества

·         конкурсы

·         проектная деятельность

·         социальные акции

·         участие в экскурсиях

·         тематические недели

·         цикл совместных с детьми занятий «Я имею право» (кружковая работа)

 Рекламная деятельность:

·         участие в выпуске журнала ДОУ «Яблонька», создание рекламной продукции

·         день открытых дверей

·         оформление фотовыставок

Работа с воспитателями и педагогами

  • Составление социальных портретов групп
  • Выступления на педсоветах
  • Просветительская работа (лектории, круглые столы, семинары-практикумы, дискуссионные клубы, педагогические гостиные, наглядная информация, выставки методической литературы, тематические папки)
  • Открытые показы, посещение занятий воспитателей
  • Консультации, разработка методических рекомендаций
  • Анкетирование, диагностика стиля общения с детьми
  • Помощь в организации предметно-развивающей среды группы
  • Помощь во взаимодействии с неблагополучными семьями
  • Индивидуальное консультирование

Методическая работа

  • Работа с документами, планирование работы, самоанализ, разработка методических материалов, пополнение МТБ кабинета (литература, пособия, игры)
  • Участие в городских МО, курсах, семинарах
  • Участие в методических мероприятиях ДОУ
  • Самообразование
  • Участие в работе ПМПК
  • Заключение договоров о сотрудничестве с организациями социума, составление планов сотрудничества

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»