5. Система организации психолого-педагогической и
коррекционной работы в ДОУ - продолжение

Система деятельности педагога-психолога
(организация работы психологической службы)
Цель: создание условий для гармоничного развития детей в условиях ДОУ, сохранение и укрепление психологического здоровья детей, обеспечение психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, создание условий для дифференцированной и индивидуальной работы с детьми и их семьями. |
Задачи:
-
Сохранение психологического здоровья детей
-
Организация и проведение психолого-педагогического мониторинга: диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы дошкольников для получения информации об индивидуальных особенностях развития детей, для выявления нарушений развития и оказания своевременной помощи
-
Осуществление необходимой психопрофилактической и психокоррекционной работы: разработка и реализация групповых психопрофилактических программ, реализация индивидуальных психокоррекционных программ
-
Психологическое сопровождение детей в период адаптации
-
Оптимизация психологического микроклимата в группах детского сада, стиля взаимодействия педагогов с детьми
-
Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития
-
Оказание помощи администрации ДОУ в создании благоприятного психологического климата в коллективе
-
Повышение психолого-педагогической компетентности и культуры педагогов ДОУ
-
Мотивация родителей на сотрудничество, повышение воспитательного потенциала семей дошкольников, психолого-педагогической грамотности и культуры родителей
-
Психологическое сопровождение семей «группы риска», оказание им консультационной и коррекционной помощи |
Направления работы
|
Формы организации деятельности, мероприятия
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Психодиагностика
|
· Диагностика степени адаптации вновь поступивших детей
· Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста
· Экспресс-диагностика психического развития детей дошкольного возраста (психические процессы)
· Диагностика готовности к школе детей 7-го года жизни
· Диагностика эмоционального развития детей дошкольного возраста (тревожность, проявление агрессивного поведения, страхи, эмоциональный комфорт в д/с)
· Социометрия взаимоотношений в детском коллективе, выявление индивидуального социального статуса детей
· Выявление детей группы риска (старший дошкольный возраст)
· Индивидуальное диагностирование по запросу родителей, педагогов
· Индивидуальное диагностирование детей из семей «группы риска»
· Оформление индивидуальных карт развития |
· Анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей детей
· Диагностика детско-родительских отношений
· Индивидуальное диагностирование по запросу родителей
· Индивидуальное диагностическое обследование семей «группы риска» |
· Диагностика оценки психологического климата в коллективе, выявление индивидуального социального статуса педагогов
· Диагностика взаимодействия педагогов с детьми (выявление стиля педагогического общения)
· Выявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ |
Психокоррекция и психопрофилактика
Основные методы коррекционных воздействий:
- игровая терапия
- развивающие игры
- игровые тренинги
-психол. этюды, рефлексия
-арттерапия, сказкотерапия
- психогимнастика и др. |
· Проведение адаптационных занятий с детьми раннего возраста для обеспечения легкого привыкания к условиям ДОУ
· Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по программе коррекции готовности к школе
· Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по результатам диагностических обследований (коррекция психического развития, моторики, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, социальной дезадаптации)
· Коррекционно-развивающие занятия по индивидуальным программам для детей из семей «группы риска»
· Коррекция микроклимата в группе
· Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по запросу родителей |
· Проведение групповых психокоррекционных занятий с родителями детей подготовительной группы по программе коррекции готовности к школе
· Индивидуальная коррекционно-профилактическая работа с семьями «группы риска»
· Коррекция детско-родительских отношений
· Помощь в разрешении конфликтных ситуаций с педагогами
|
· Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
· Оказание помощи администрации ДОУ в создании благоприятного психологического климата в коллективе (конструктивное разрешение конфликтных ситуаций и пр.)
· Коррекция стиля педагогического общения (стиля взаимодействия воспитателя с детьми)
· Помощь в разрешении конфликтных ситуация с семьями детей |
Просветительская и консультационная
работа |
______ |
· Индивидуальные формы работы:
- инд. консультации по запросам и результатам диагностики;
- оформление информационных листков для обратной связи с родителями;
- индивидуальная работа с неблагополучными семьями;
- «Телефон доверия»;
- «Почтовый ящик».
· Групповые формы работы:
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи, консультации по заранее выбранной проблеме;
- родительский клуб «Семейный очаг»;
- консультационный пункт «Азбука для родителей»;
- семинары-практикумы;
- лекторий;
- круглые столы, дискуссионные клубы и пр.;
- психологическая библиотека для родителей;
- оформление наглядной информации.
· Рекламная деятельность:
- день открытых дверей;
- участие в выпуске журнала ДОУ «Яблонька»;
- создание рекламной продукции, фотовыставки и др. |
· Индивидуальные формы работы:
- инд. консультации;
- помощь аттестующимся;
- экспресс-обзор групп по результатам диагностики;
- помощь в составлении психологического портрета группы;
- помощь в работе с неблагополучными семьями;
- помощь в организации предметно-развивающей среды группы;
- посещение занятий воспитателей с целью выявления уровня психологической культуры.
· Групповые формы работы:
- выступления на педсоветах;
- тематические встречи, консультации по заранее выбранной проблеме;
- лектории;
- круглые столы, дискуссионные клубы и пр.;
- семинары-практикумы, тренинги;
- мастер-класс;
- открытые показы коррекционных занятий;
- разработка методических рекомендаций по актуальным проблемам;
- выставки и обзор психологической литературы;
- оформление наглядной информации.
· Помощь администрации в планировании работы с кадрами: расстановка кадров с учетом индивидуальных особенностей педагогов и др. |
Методическая работа |
- Оформление индивидуальных психологических карт с целью учета динамики индивидуального развития детей всех возрастных групп
- Работа с документацией, формирование банка данных МППС
- Участие в работе ПМПК, в работе аттестационной комиссии
- Участие в городских МО, курсах, семинарах психологов; в метод. мероприятиях ДОУ
- Планирование психолого-педагогической деятельности, разработка и реализация инд. и подгрупповых коррекционных программ, подготовка метод. материалов, пополнение МТБ психологического кабинета, самоанализ работы, работа по самообразованию
- Методическая помощь в организации и проведении открытых занятий
|
Система деятельности учителя-логопеда
(организация работы логопункта)
Цель: создание условий для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста с учетом их стартовых возможностей, обеспечение логопедической помощи для коррекции дефектов речи, содействие социальной адаптации детей с отклонениями в речевом развитии. |
Задачи:
-
Организация и проведение логопедического обследования детей дошкольного возраста
-
Осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей
-
Развитие речевой и языковой компетентности дошкольников
-
Формирование навыков коммуникативного общения
-
Повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста |
Направления работы
|
Формы организации деятельности, мероприятия |
Работа с детьми |
· Диагностические мероприятия: (заполнение инд. карт развития):
- логопедическое обследование речи детей дошкольного возраста;
- экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии;
- зачисление на логопункт; сбор анамнестических данных о ребенке.
· Коррекционно-профилактические мероприятия:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика с детьми в возрасте от 4 до 5 лет;
- логопедические занятия с детьми 5 – 7 лет по индивидуальным программам (кор-
рекция фонетических и фонетико-фонематических нарушений);
- проведение подгрупповых занятий (работа над формированием и развитием
фонематического слуха, коррекция звуковосприятия и звукопроизношения, пре-
дупреждение и преодоление трудностей речевого развития, коммуникативное
общение).
· Совместные культурно-досуговые мероприятия: организация и проведение «Праздника правильной речи» (2 раза в год). |
Работа с воспитателями и педагогами |
· Индивидуальное консультирование воспитателей групп по результатам диагностического обследования, знакомство с экраном звукопроизношения и индивидуальным планом работы с дошкольниками.
· Посещение занятий воспитателей по развитию речи с целью контроля над процессом автоматизации поставленных звуков.
· Открытые коррекционные занятия для педагогов ДОУ
· Просветительская работа по проблеме речевого развития дошкольников, по профилактике и коррекции речевых нарушений: групповые консультации; выступления на педсоветах; семинары-практикумы; лектории; круглые столы; выставки методической литературы и пособий; оформление наглядной стендовой информации, тематических папок и др.
· Помощь в организации предметно-развивающей среды группы: оформление картотеки игр и упражнений по развитию речи дошкольников; подбор на группы речевого материала по автоматизации различных звуков; рекомендации по подбору дидактических игр по речевому развитию в соответствии с возрастными возможностями детей.
· Помощь в подготовке утренников: подбор речевого материала, соответствующего речевым возможностям детей.
· Разработка методических рекомендаций по вопросам речевого развития детей.
· Анкетирование педагогов: выявление уровня их компетентности в вопросах речевого развития детей. |
Работа с родителями |
· Сбор анамнестических данных о ребенке; заключения договоров с родителями
· Индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной логопедической помощи детям
· Проведение логопедического обследования детей по запросам и в присутствии родителей.
· Экспресс-выступления на родительских собраниях: объяснение специфики работы логопункта, характеристика речи детей и пр.
· Открытые коррекционные занятия для родителей
· Просветительская работа среди родителей: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, лектории, педагогическая библиотека для родителей, оформление наглядной информации и пр. (в рамках родительского клуба, консультационного пункта)
· Анкетирование, оформление информационных листков для обратной связи с родителями
· Домашняя работа с детьми по закреплению поставленных звуков речи; работа с тетрадью
· Организация утренника «Праздник правильной речи»
· Рекламная деятельность: день открытых дверей; участие в выпуске журнала ДОУ «Яблонька», создание рекламной продукции, фотовыставки и др. |
Методическая работа |
· Работа с документами, планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ, подготовка метод. материалов, пополнение МТБ логопедического кабинета, самоанализ работы, работа по самообразованию
· Участие в городских МО, курсах, семинарах логопедов; в метод. мероприятиях ДОУ
· Участие в работе ПМПК (экспертная деятельность) |
Система деятельности социального педагога
(организация социальной поддержки)
Цель: создание условий для социализации ребенка, его эмоционального благополучия и формирования чувства уверенности в окружающем социуме, развитие социального мышления и социальной компетентности всех участников педагогического процесса. |
Задачи:
-
Социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста: развитие навыков социально-приемлемого поведения и культуры взаимодействия с обществом; формирование элементарных основ правового сознания, навыков безопасного поведения, здорового образа жизни; создание условий для развития инд. способностей и интересов детей; формирование предпосылок к вхождению в более широкий социум, развитие адаптивных качеств личности, коммуникативных способностей и навыков сотрудничества.
-
Педагогическое сопровождение детей из семей «группы риска», организация работы с неблагополучными семьями.
-
Выявление запущенных детей, не готовых к поступлению в школу, их поддержка.
-
Выявление уровня адаптации выпускников ДОУ к школьному обучению.
-
Повышение социально-педагогической и правовой культуры педагогов и родителей.
-
Повышение воспитательного потенциала семей.
-
Организация взаимодействия с общественными и культурными учреждениями города. |
Направления работы
|
Формы организации деятельности, мероприятия |
Работа с детьми |
1. Диагностика социально-личностного развития (совместно с психологом)
- Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей в динамике их развития (медицинский анамнез, выявление факторов риска в развитии детей и прогнозирование школьных трудностей, выявление детей с признаками коммуникативной и социальной дезадаптации)
- Социометрические исследования; диагностика благополучия ребенка в коллективе
- Диагностика самооценки
- Индивидуальный профиль социального развития
- Диагностика предпочтений, интересов
- Диагностика усвоения знаний по ОБЖ, ЗОЖ
- Диагностика усвоения элементарных знаний по правовому воспитанию
- Диагностика усвоения навыков культуры поведения
- Индивидуальные диагностические мероприятия: по запросу родителей, педагогов; индивидуальное психолого-педагогическое обследование детей из семей «группы риска» (см. систему работы с неблагополучными семьями)
- Заполнение индивидуальных карт развития, составление социологического портрета ребенка и группы
2. Занятия, совместная деятельность
· Занятия по ОБЖ, ЗОЖ (группы дошкольного возраста)
· Кружок по правовому воспитанию «Я имею право» (подготовительная к школе группа)
· Практикум «Школа профессора Этикета» (группы дошкольного возраста)
· Игровые тренинги, социально-ориентирующие игры (развитие навыков общения, адаптивных качеств, социально-бытовой ориентировки)
· Экскурсии (старший дошкольный возраст)
· Проектная деятельность: «Моя семья», «Домашние любимцы», «Мир увлечений нашей семьи», «Мой любимый город» и др. (старший дошкольный возраст)
· Социальные акции: «Сделай подарок солдату», «Цветы и подарки ветеранам», «Наши добрые дела», «Чистый участок» и др. (старший дошкольный возраст)
3. Совместные культурно-досуговые мероприятия
· Групповые посещения детской библиотеки
· Экскурсии в школу
· Выезды в музеи, кукольный театр, планетарий
· Посещение автогородка
· Праздники, развлечения, досуги
· Выставки детского творчества
· Конкурсы
· Тематические недели «Неделя детской книги», «Неделя безопасности», «Неделя добрых дел» и др.
4. Коррекционно-развивающая и индивидуальная работа
- Коррекция социального развития и поведения
- Коррекция коммуникативной и социальной дезадаптации
- Индивидуальные и подгрупповые занятия, тренинги, игры
5. Педагогическое сопровождение детей из семей «группы риска» (см. систему работы с неблагополучными семьями)
6. Сопровождение адаптационного процесса (см. систему адаптационной работы) |
Взаимодействие с социумом
(см. систему работы по этому направлению) |
- МОУ СОШ № 33
- Областная детская библиотека
- Центр ГО и ЧС
- Музеи города, кукольный театр, планетарий
- ЮАШ
- Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Островок заботы»
- Органы опеки и попечительства, общественные организации родителей ДОУ (родительский комитет)
- Сбор информации о детях предшкольного возраста, проживающих в микрорайоне и не посещающих ДОУ, организация взаимодействия с этими семьями
|
Работа с родителями
(более подробно см. систему работы по этому направлению)
|
Изучение семьи и ребенка:
· социологическое анкетирование родителей (выявление социального статуса семьи, условий жизни ребенка, заполнение соц. паспортов)
· анкетирование родителей на выявление факторов риска в развитии ребенка
· анкетирование «Правовая грамотность»
· анкетирование родителей на выявление способностей и интересов их детей
· диагностика детско-родительских отношений
Индивидуальные формы работы:
· «Телефон доверия»
· «Почтовый ящик»
· посещения на дому
· подготовка индивидуальных рекомендаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка
· индивидуальное консультирование
Работа с неблагополучными семьями
Просветительская работа (в рамках родительского клуба, консультационного пункта):
· лектории, групповые консультации
· круглые столы
· семинары-практикумы
· дискуссионные клубы, педагогические гостиные
· участие в родительских собраниях
· педагогическая библиотека для родителей
· наглядная информация (стенды, буклеты, проспекты, информационные листки для обратной связи, стенгазеты, плакаты и др.)
· открытые просмотры
Организация совместных мероприятий, занятий:
· праздники, досуги, развлечения
· выставки совместного творчества
· конкурсы
· проектная деятельность
· социальные акции
· участие в экскурсиях
· тематические недели
· цикл совместных с детьми занятий «Я имею право» (кружковая работа)
Рекламная деятельность:
· участие в выпуске журнала ДОУ «Яблонька», создание рекламной продукции
· день открытых дверей
· оформление фотовыставок |
Работа с воспитателями и педагогами |
- Составление социальных портретов групп
- Выступления на педсоветах
- Просветительская работа (лектории, круглые столы, семинары-практикумы, дискуссионные клубы, педагогические гостиные, наглядная информация, выставки методической литературы, тематические папки)
- Открытые показы, посещение занятий воспитателей
- Консультации, разработка методических рекомендаций
- Анкетирование, диагностика стиля общения с детьми
- Помощь в организации предметно-развивающей среды группы
- Помощь во взаимодействии с неблагополучными семьями
- Индивидуальное консультирование
|
Методическая работа |
- Работа с документами, планирование работы, самоанализ, разработка методических материалов, пополнение МТБ кабинета (литература, пособия, игры)
- Участие в городских МО, курсах, семинарах
- Участие в методических мероприятиях ДОУ
- Самообразование
- Участие в работе ПМПК
- Заключение договоров о сотрудничестве с организациями социума, составление планов сотрудничества
|

|